В Международный день скороговорок, который ежегодно отмечается во второе воскресенье ноября, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета Ирина Ерофеева рассказала о значении этого жанра устного народного творчества.
Скороговорка – знакомое с детства упражнение, которое нередко вызывает улыбку, когда язык путается, а слова словно сплетаются в непроизносимый узел. Однако за этой кажущейся забавой скрываются глубокий смысл и польза. Как отмечает филолог КФУ, скороговорки представляют собой особый жанр устного народного творчества, стоящий в одном ряду с загадками, пословицами, поговорками, считалками, прибаутками и приговорками.
«Их отличительными чертами являются краткость, наличие определенной рифмы, ритма и размера. Скороговорки используются не просто для забавы, основная цель – развитие навыков произношения и совершенствование устной речи», – подчеркнула профессор.
По словам Ирины Ерофеевой, особенность заключается в том, что они построены на труднопроизносимых сочетаниях звуков. Их сложно произнести быстро и при этом правильно, что требует особой координации органов речи.
«Содержание скороговорок обычно отличается простотой, но именно сложность артикуляции отличает их от других жанров фольклора. Если в поговорке важны смысл, поучение или мораль, то в скороговорке главное – форма, звук, ритм. Сложные звуковые комбинации и их близость друг к другу создают своеобразную речевую "тренажерную площадку"», – отметила специалист.
Другие малые жанры народного творчества, такие как приговорки, загадки и прибаутки, имеют общие черты – сжатую форму, ритм, элемент юмора.
«Например, приговорка: "А у нас в Рязани грибы с глазами, их едят, а они глядят" – демонстрирует, как народная речь обыгрывает абсурдные и смешные ситуации. Загадка же, напротив, является иносказательным описанием предмета или явления. Она предполагает разгадку, активизирует логическое мышление и воображение, обучая понимать метафору и переносный смысл», – объяснила филолог.
Необходимо отметить, что любой звук формируется благодаря определенному положению органов речи в ротовой полости.
«Звук [Р] является самым трудным для произношения. Даже у взрослых людей, хорошо владеющих русским языком, нередко возникают сложности. Поэтому скороговорки часто включают сочетания звуков [Р] и [Л] – оба непростые для артикуляции. Классический пример: "Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет". Если произносить это быстро, задача становится испытанием даже для опытных дикторов», – проинформировала И. Ерофеева.
Скороговорки выполняют не только фонетическую, но и нейрофизиологическую функцию.
«Они тренируют органы речи и способствуют концентрации внимания, точности, координации. Мозгу приходится работать в ускоренном режиме, чтобы правильно выстроить сложные звуки в быстрой последовательности», – рассказала профессор.
Этот жанр можно рассматривать как определенную форму физического упражнения. Это делает их незаменимыми для актеров, дикторов, преподавателей, певцов и всех, чья профессия связана с четким произношением.
«Чтобы правильно произнести сложные сочетания, важно не только артикулировать, но и уметь грамотно набирать воздух, распределять дыхание. Это позволяет говорить ясно, без лишнего напряжения. В качестве примера привожу скороговорку: "Шла Саша по шоссе и сосала сушку". Здесь активно чередуются звуки [Ш] и [С] – близкие по артикуляции, но разные по акустике. Их чередование требует особой точности, и именно такие упражнения помогают избавиться от шепелявости или искаженного произношения шипящих», – отметила эксперт.
Четкая речь – это не только эстетика, но и эффективность общения. Когда человек уверен в том, что его понимают, он чувствует себя спокойнее и свободнее перед публикой.
«Если преподаватель "бубнит" себе под нос, студентам трудно понять материал. А актер с нечеткой дикцией рискует потерять часть зрительского восприятия. Особенно важны такие упражнения для вокалистов. Во время пения артикуляция играет не меньшую роль, чем интонация», – подчеркнула Ирина Ерофеева.
Эксперт вспоминает, как в детстве вместе с одноклассниками соревновалась, кто быстрее и чище произнесет скороговорку.
«У многих, включая меня, сначала ничего не получалось. Но со временем, при постоянной практике, появлялась уверенность и легкость. Именно в детском возрасте закладывается привычка правильно произносить звуки, и скороговорки становятся веселым, но полезным инструментом. Картавость, шепелявость, заикание – все это можно смягчить или вовсе устранить при систематических занятиях», – заключила специалист.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.
165