В Казанском федеральном университете, в Институте психологии и образования в рамках международного форума по педагогическому образованию IFTE-2022 ученые обсудили вопросы психологического благополучия в высшей школе.
Заседание началось с обсуждения темы психологического благополучия в процессе получения высшего образования. Осветил эту тему директор Института образования НИУ «Высшая школы экономики» Евгений Терентьев, который в начале своего доклада представил любопытную статистику:
«20-30 процентов обучающихся – это отсев. Они выпадают из системы в процессе обучения. Университет как-то не так выстраивает свое обучение, хотя они (студенты – ред.) приходят с достаточно большим багажом знаний».
По мнению Е.Терентьева, психологические трудности – это одна из главных угроз качеству получаемого образования.
«Три четверти студентов испытывают депрессию, при этом каждый пятый студент сидит на таблетках. Это тот контекст, с которым надо работать», – подчеркнул ученый.
Он отметил, что наиболее уязвимы студенты 3-4 курсов (на этой стадии и происходит основной отсев), хотя они уже потенциальные выпускники.
Президент Международной ассоциации педагогов Мустафа Юнус Эрьяман выступил с докладом «Понимание трудностей в педагогическом образовании».
Он дал определение таким понятиям, как практическая мудрость, педагогическая пригодность и такт преподавания. Презентовал пособия Teaching as Practical Philosophy и International Handbook of progressive education, в которых раскрыты проблемы педагогического образования и пути его прогрессивного развития.
Балвант Сингх, директор Партапского педагогического колледжа (Индия), представил доклад Quality of life and Wellbeing of teachers («Качество жизни и благополучие учителей»). Он начал с таких слов:
«Жизнь не имеет смысла, но вы можете вложить этот смысл в жизнь».
Б.Сингх отметил, что качество жизни зависит от того, как думает человек, от его образования и мудрости. Профессор в своем выступлении рассмотрел качество жизни учителей в контексте педагогического образования.
«Мы, люди, занимающиеся образованием, должны четко понимать, что такое качество жизни. Если вы повышаете уровень своей образованности, это влияет на качество вашей жизни», – уверен ученый.
Директор Института международного и сравнительного образования Северо-Восточного педагогического университета (Китай) Конгман Рао выступил с докладом Retrospect and Prospect of the Teacher Education Reform in China Since the 1990s, в котором представил ретроспективный и перспективный анализ педагогического образования в Китае с 1990 года.
К.Рао отметил, что изначально образование ориентировалось на количество, но уже начиная с 90-х годов прошлого века в Китае педагогическое образование было сфокусировано на качестве.
Конгман Рао назвал ключевой компонент для возрождения педагогического образования в Китае:
«В первую очередь необходимо повысить статус учителя, педагогического образования и значимость данной профессии».
Его выступление было сосредоточено на четырех аспектах: историческая основа, социальные факторы, законодательные инициативы и перспективы возрождения педагогического образования.