В Министерстве науки и высшего образования РФ состоялось заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при участии председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина и министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова.
В мероприятии приняли участие: заместитель министра науки и высшего образования, член Президиума РИО Константин Могилевский, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева, директор Института международных отношений Казанского федерального университета Рамиль Хайрутдинов и другие.
Символично, что заседание Экспертного совета прошло сегодня, 2 февраля. Ровно 80 лет назад советский народ одержал сокрушительную победу над немецко-фашистскими захватчиками в битве под Сталинградом. Именно здесь был достигнут коренной перелом в войне.
Российское историческое общество и Министерство науки и высшего образования РФ в прошлом году объединили свои усилия в целях системного повышения качества преподавания истории в высшей школе. Первым шагом в этом направлении стало решение о двукратном (до 144 академических часов) увеличении объема преподавания истории России на всех направлениях подготовки с приходом к общему содержанию этого курса во всех вузах страны. Так, сегодня участники заседания рассмотрели финальную редакцию Концепции преподавания курса «История России» для неисторических специальностей и направлений подготовки. Был отмечен вклад в работу коллектива экспертов Российского исторического общества (РИО) под руководством директора Института российской истории РАН Юрия Петрова.
«Впереди еще большая методическая работа, у которой есть свои подводные камни. Мы неоднократно говорили о том, что теперь не менее 80 процентов времени курса истории России в вузах будет отводиться на контактную работу со студентами, подразумевая под этим непосредственную работу преподавателя в аудитории», – подчеркнул С. Нарышкин.
В дополнение к сказанному он предложил обсудить разработку вспомогательных методических материалов, запуск новых программ повышения квалификации.
«Принимаемый документ устанавливает требования к уровню знаний, которыми должен обладать каждый студент, а не к методам достижения образовательного результата», – резюмировал он.
По словам Валерия Фалькова, история является той областью знания, которая создает преемственность поколений, влияет на гражданско-политическую культуру, мировоззрение, нравственные ценности, на становление личности.
«Это становление происходит не только в школе, но во многом и в университетах. В знании нашей истории кроется основа российской модели. У нас есть большая цель – воспитание гражданина, осознающего сопричастность к истории России, ощущающего свою ответственность за ее настоящее и будущее, мыслящего человека. Российской молодежи нужна опора в виде достоверных знаний. Базовые знания должны получать все, кто получает высшее образование в России, вне зависимости от специальностей и направлений», – акцентировал внимание министр.
Говоря о концепции, глава Минобрнауки России подчеркнул, что она полноценно отражает современное состояние исторической науки и включает в себя содержательный минимум, который должны усвоить все, кто получает в стране высшее образование.
«Мы с коллегами в кратчайшие сроки подготовим методические рекомендации для высших учебных заведений, университетов. Конечно, они будут содержать в себя и то, о чем сегодня говорили и Валерий Николаевич, и Сергей Евгеньевич, и коллеги в отношении характера контактной работы, и другие нюансы. Планируем провести серию мероприятий по повышению квалификации преподавателей вузов. Несомненно, это востребовано», – отметил Константин Могилевский.
Далее были подведены итоги работы над концепцией. Основные приоритеты в построении курса следующие: роль и место России в мировой истории; реформы и революции, противоречия и кризисы в историческом развитии – пути их преодоления; многонациональный и поликонфессиональный характер российского социума; созидательный характер деятельности Российского государства и населяющих его народов в развитии хозяйства, культуры и науки.
В ходе заседания была утверждена Концепция преподавания курса «История России» для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в организациях высшего образования, а также рассмотрен вопрос о внедрении этого документа в образовательный процесс.
«Заседание Экспертного совета по развитию исторического образования сегодня имело особый акцент и значение. В день 80-летия победы советских войск в Сталинградской битве, в условиях, когда наиболее актуальными становятся мировоззренческие аспекты воспитания патриотически настроенной личности, молодежи, подведены итоги большой работы, проведенной Институтом российской истории РАН и широко обсуждаемой в самых различных сообществах – академической, вузовской, творческой, учительской среде, – единогласно принята концепция, – прокомментировал значимость события Р. Хайрутдинов. – Я голосовал за, считаю, что времени на дальнейшие правки этого документа нет, в нем изложены все концептуально выверенные этапы и основные факты, явления российской истории в контексте мировой, всеобщей истории».
Директор ИМО отметил, что наступило время на основе утвержденной концепции переходить и к следующим этапам – созданию учебно-методического комплекса.
«Всего лишь 0,4 процента российских студентов изучают отечественную историю как предмет профессиональной подготовки – как преподаватели истории, исследователи или учителя истории. Вся остальная часть студенчества получает знания в виде факультатива или в рамках самостоятельной работы, – добавил Рамиль Хайрутдинов. – Нужны решения вопросов, связанных с квалифицированными педагогическими кадрами. Мне как представителю совета всех региональных (не столичных) вузов очень важно, что руководство РИО, Минобрнауки России всегда прислушивается к нашим предложениям, максимально тесно привлекает КФУ к аналитической, экспертной, а часто и организационной работе по переходу вузовского исторического сообщества на новые условия работы».
К слову, создание в КФУ научно-исследовательской лаборатории «Клио+» было обусловлено необходимостью превращения университета в важную методическую площадку РИО.
«Так, например РИО и министерством возложены на лабораторию организация и проведение с Федеральным институтом оценки качества образования и научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования оценки остаточных знаний школьного курса истории России у студентов-первокурсников неисторических специальностей и направлений подготовки в вузах страны. Кроме того, совместно с РИО представители Казанского университета являются экспертами проектов документов по преподаванию истории в высшей школе», – добавил он.