Участники Международного форума по математическому образованию, открывшегося сегодня в Казанском федеральном университете, рассказали о проблемах, которые существуют в преподавании математики.
В частности, гость конференции – автор учебников по математике, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования Александр Мордкович, отвечая на вопрос об уровне математического образования в стране, сказал, что с тех пор, как стали проводить реформы в образовании, уровень математического образования упал.
«Мы перешли на двухуровневую систему, срисовав ее с Европы, и я не уверен, что нам все их ценности так уж подходят. От новых веяний, в частности, электронных учебников, не только польза, но и вред, потому что учителя не могут свою привычную работу согласовать с электронными приспособлениями», - сказал эксперт.
При этом он добавил, что на качество преподавания влияют, в том числе и низкие зарплаты учителей, бумажная волокита, которой у педагогов в последнее время стало очень много.
Директор Института математики и механики КФУ, профессор Максим Храмченков в свою очередь заметил, что мы живем в эпоху глобального кризиса математического знания.
«Это ощущается, прежде всего, в потере интереса к изучению естественных и точных наук и особенно таких, как математика. Сейчас народу все больше нравится отдыхать или развлекаться, а математика – это очень сложное дело, сложная наука. Фактически она требует какого-то самоотречения типа монашеского и не располагает к отдыху. И понятно, почему математика сейчас переживает трудности, которые отражаются в трудностях математического образования», - сказал он.
Причем, по мнению директора Института математики и механики КФУ, этот кризис переживает не только Россия, он глобальный.
«Но некоторые страны, такие как США, решают его путем массового приглашения талантливых ученых и педагогов из-за рубежа, а мы (Россия – прим. ред.) в таком же масштабе это делать не можем, лишены такой возможности по известным причинам и поэтому нам нужно «бежать еще быстрее», чтобы не отставать от коллег – математиков из других стран и обращать значительное внимание на вопросы, связанные с преподаванием математики. Делать это как раньше уже трудно, потому что появляются новые отрасли применения математики. Она должна реагировать на это и педагогика должна реагировать на новые возможности применения математики. А как по новому преподавать математику – для этого мы и собрались на форуме, чтобы посовещаться и обменяться опытом с коллегами по этому вопросу», - добавил Максим Храмченков.
Заведующий кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики КФУ, профессор Лилиана Шакирова заявила, что проблема математического образования обширная. «Наша главная боль – это то, что с каждым годом уровень математических знаний снижается у школьников. Проблемы системные: необходимо совершенствовать подготовку учителей, менять технологии преподавания, потому что дети сейчас совсем другие и учитель должен быть готов к этому», - считает она.
По мнению эксперта, на снижение уровня знаний повлияло введение стандартизированного тестирования в форме ЕГЭ и ОГЭ. «Учитель не успевает сейчас давать фундаментальные знания ученикам, а вынужден «натаскивать» их на сдачу экзамена», - сказала Л.Шакирова, заметив, что раньше, когда были вступительные экзамены, в вузы приходили более подготовленные абитуриенты.
Директор педагогических институтов г.Шомон и г.Труа при Университете г.Реймс (Шампань-Арденн, Франция) Фредерик Кастель поддержал коллегу, добавив, что у России и Франции общие проблемы в математическом образовании. «Сегодня нет особой разницы между французским и российским школьником. Для каждого из нас, педагогов, главная задача – передать знания ученику. Если каждый из нас будет работать отдельно, я думаю, что он добьется определенных результатов. Но если мы вместе по общим проблемам пройдемся и приложим усилия, то добьемся гораздо большего. Для меня большая честь выступать на форуме и интересно послушать мнение коллег по обсуждаемым вопросам», - заключил он.