Сегодня в Казанском федеральном университете обсуждают, как вернуть России звание самой читающей страны мира. В Институте филологии и межкультурной коммуникации им.Льва Толстого КФУ проходит межрегиональный научно-практический семинар «Продвижение чтения в России: цели, задачи, достижения, проблемы и перспективы».
Участниками форума стали преподаватели-филологи, библиотекари, представители вузовской общественности. С приветственным словом обратились заместитель Председателя Госсовета Татарстана, глава Союза журналистов РТ Римма Ратникова, зампредседателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества (Москва) Евгений Кузьмин, директор Института филологии и межкультурной коммуникации им.Льва Толстого КФУ Радиф Замалетдинов, заместитель директора по научной работе Национальной библиотеки РТ Ирек Хадиев и др.
Радиф Замалетдинов поприветствовал участников семинара от имени руководства Казанского федерального университета и коллектива Института филологии КФУ. Он напомнил, что следующий год объявлен в Татарстане и КФУ Годом Льва Толстого, некогда студента Казанского императорского университета. Профессор Замалетдинов назвал Институт филологии и межкультурной коммуникации им.Льва Толстого КФУ одним из лидеров в области пропаганды и поддержки русского языка и литературы.
«Поднимаемая на семинаре тема весьма актуальна и своевременна. Приобщение молодежи к чтению и письменной культуре является необходимым условием формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит ответить на вызовы современного общества», — убежден он.
В свою очередь Римма Ратникова также отметила актуальность проводимой в КФУ конференции. «Грамотность и культура чтения в России, повышение интеллектуального уровня людей и страны в целом в национальной программе поддержки чтения ставятся в связке с дефицитом идей в России, ее конкурентоспособности на мировой арене», — отметила зампредседателя Госсовета Татарстана.
По ее словам, Лев Толстой и его современники даже не могли представить, сколь разрушительными для литературы окажутся процессы развития информационных технологий. «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры», — считает она.
Римма Ратникова также посетовала, что нынешнее молодое поколение не воспринимает книгу как большую ценность, учебник жизни и даже основной источник информации. По ее мнению, невысокий интерес к чтению корнями уходит в семью и дошкольное образование. Она сообщила, что в детсадах республики не предусмотрены средства на приобретение книг.
«Но если в смете детсада нет средств на комплектование даже маленькой библиотеки, то дети начинают свое вхождение в образование без книг. А человек, который не читал в детстве, вряд ли станет читать, став взрослым», — подчеркнула она.
Но не все так плохо — выпускники школ Татарстана сдают ЕГЭ по русскому языку на баллы выше среднероссийских, в республике поддерживаются писатели, в том числе, работающие в области детской и юношеской литературы. Кроме того, в Татарстане не так стремительно, как в других регионах, падает подписка на газеты и журналы, уточнила она. По мнению Р.Ратниковой, для привлечения подрастающего поколения к чтению нужно работать сообща — подключая преподавателей, психологов, библиотекарей, общественность, писателей, СМИ и ученых.
С основным докладом выступил Евгений Кузьмин, который представил основные направления разрабатываемой Госпрограммы поддержки детского и юношеского чтения в России.
«Мне очень приятно быть в стенах Казанского университета, — отметил он в приветственном слове. — Казанский университет известен во всем мире и очень широко – в России. Он давал образование людям, которые переворачивали мировую науку. Мне кажется, что амбициозный Татарстан, который имеет такой знаменитый университет, может стать новой точкой, которая взвихрит ситуацию в сфере чтения».
По словам докладчика, Госпрограмма включает 5 основных направлений: научно-исследовательская и методическая деятельность; поддержка детской литературы, книгоиздания и книгораспространения; развитие инфраструктуры детского, подросткового и юношеского чтения; медиасфера и развитие кадрового потенциала.
В начале лета Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Концепцию программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. И сейчас разрабатывается госпрограмма и план мероприятий, которые она будет включать. К слову, ученые КФУ также работают над национальной концепцией развития детского чтения. Евгений Кузьмин признал, что сейчас в России наблюдается кризис чтения, особенно среди подрастающего поколения. Если дети и читают, то это касается, прежде всего, смс-сообщений и постов в соцсетях. А родители потребляют литературу очень низкого качества — женские романы, пустые детективы и при этом никак интеллектуально и духовно не обогащаются.
«Мы рискуем получить третье не читающее поколение россиян. Задача нашей программы — противостоять этим негативным тенденциям путем разработки специфических мер, которые должны реализовываться и в библиотеках, и в школах, и в детсадах, и вузах», — считает он.
По мнению спикера, кризис чтения происходит потому, что институты чтения не справляются с поставленными перед ними задачами. В этом состоит вина как самих институтов (библиотек, учреждений образования и т.д.), так и их учредителей в лице государства. Евгений Кузьмин ужаснулся: некоторые российские политики говорят, что ничего не читали, но при этом смогли стать мэром или защитить докторскую диссертацию и утверждают, что библиотеки вообще не нужны.
«Без библиотек общество развиваться не может, в таком случае, это общество убого. Даже самые бедные библиотеки оздоравливают общество самим фактом своего существования», — убежден он.
Резюмируя необходимость принятия Госпрограммы поддержки детского и юношеского чтения, московский гость подчеркнул: «При сохранении неблагоприятной тенденции следующее поколение россиян не сможет на высоком интеллектуальном уровне в условиях конкуренции решать глобальные проблемы. Причем, задача программы — не только приобщение к чтению, но и к письменной культуре». Чтение развивает интеллект, его подвижность, подчеркнул он.