«Журналистика как часть литературного творчества. Традиции и современность» – так называлась творческая встреча Надежды Ажгихиной, в которой приняли участие студенты и преподаватели Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета.
В начале мероприятия журналист, общественный деятель, литератор, автор и редактор 17 книг о культуре, правах человека, директор ассоциации «ПЭН-Москва» напомнила о том, что корни журналистики уходят вглубь литературы.
«Нам трудно отрешиться от нашего литературного багажа. Даже у тех, кто не читал Пушкина, Пушкин присутствует в сознании, в мироощущении. Также те, кто не читал Толстого, знают, о чем он писал», – сообщила Н. Ажгихина.
Спикер отметила, что журналистика является естественным проводником культуры в массы, хоть и не всегда удачно это делает.
«Мы все живем в мире масс-медиа, даже если мы не смотрим телевизор, не хотим иметь дела с интернетом, не знаем, что такое социальные сети и не читаем газеты (они нам надоели), мы все равно находимся в мире масс-медиа опосредованно, через все, что нас окружает: через декорацию магазина, обертки покупок, через то, что мы видим на одежде, на какой-то символике окружающих нас людей, мы все равно не можем от этого отрешиться. Вот это наше медийное пространство наполнено смыслами и знаками нашей великой культуры, нашего наследия», – заявила Надежда Ильинична.
Особое внимание на встрече журналист, литератор и общественный деятель уделила изменениям, произошедшим в сфере журналистики в период пандемии. По ее мнению, значимость традиционных СМИ и доверие к ним сейчас существенно возросли, что, в свою очередь, породило множество вопросов, связанных с этикой и ответственностью журналиста перед своей аудиторией.
«Период пандемии показал, что СМИ становятся опорой для людей, причем не только глобальные, а очень часто местные СМИ. Кстати, в Российской Федерации происходит то же самое. Наши СМИ, которые испытывали, может быть, больше сложностей, чем те, которые получали серьезную государственную поддержку где-то в Скандинавии, проявили больше таланта и сообразительности и наладили новые отношения с аудиторией. Они стали аудитории полезны, они стали говорить о том, что волнует людей, живущих в конкретной местности и сейчас. Наши люди стали давать им деньги. Краудфандинг, который сейчас распространен, расцвел пышным цветом, как все формы взаимопомощи. Оказалось, что медиа – это социальная поддержка людей», – рассказала Надежда Ажгихина.
В то же время, по мнению директора ассоциации «ПЭН-Москва», из глобальных медиакомпаний журналистика постепенно уходит, они все больше становятся развлекательными или рекламными.
На встрече затрагивался ряд острых тем, связанных с правами журналиста, новыми рисками в условиях пандемии, в том числе обсуждался вопрос усиления давления на представителей СМИ, в частности посредством кибербулинга.
«Нельзя решить проблему информационной безопасности, информированности населения, если не будут вместе общество, бизнес и государство», – резюмировала гостья КФУ.
Встреча закончилась на позитивной ноте. Надежда Ажгихина отметила, что в некоторых регионах началась программа медиаобразования в школах, и это ее очень радует. Она также сообщила, что приехала в Казань, чтобы поработать в составе жюри замечательного конкурса для молодых писателей в возрасте от 10 до 17 лет на присуждение Независимой литературной премии «Глаголица».