Сегодня в КСК КФУ «Уникс» состоялось открытие 7-го сезона Детского университета Казанского федерального университета. Преподавать самым юным студентам республики будут профессора КФУ, и плану лекций для детей сильно позавидуют взрослые студенты. Так, лекции о биткоинах и рифме преподаватели назвали «Выгодно ли майнить биткойны в 2017 году» и «Крутые рифмы для крутого баттла».
Занятия в Детском университете КФУ традиционно проводятся в воскресенье утром. Но это не смутило желающих познать новое: сегодня почти 400 детей и родителей битком набили малый зал «Уникса», а количество новичков на лекциях превысило число завсегдатаев.
При этом мотивация привести своего ребенка на лекцию в университет у всех родителей примерно одинакова: Луиза Ахмадуллина рассказывает, что ее 8-летний сын Эмиль задает много вопросов на самые разные темы, на которые порой она не знает ответов, а Эльвира Махмудова не всегда может доходчиво донести объяснения своим детям:
«Здесь профессора объясняют так, что потом мы еще от детей слышим, как надо было правильно. В итоге они понимают, для чего нужны деньги, зачем работать, почему люди такие разные и т.д.». Большую роль играют и рекомендации. Пришедшая с Эльвирой Альфия Нурахмедова считает, что школьная программа существует уже много лет и в некоторых аспектах «закостенела», но дети в этом возрасте (от 8 до 14 лет) лучше всего впитывают новую и необычную информацию из разных областей знаний.
То, что программа Детского университета слабо коррелируется со школьной, подчеркивает и директор проекта, профессор КФУ Валерий Летяев.
«Задача Детского университета не проводить уроки по химии и физике, а создавать креативную среду, чтобы ребенок стал более интересным для себя и остальных, не потерял интерес к учебе, - пояснил В.Летяев и поделился планами на новый учебный год. – У нас есть учебный план, но в нем всегда бывают изменения, например, если мы встретим интересного человека, хотим, чтобы он обязательно пообщался с детьми. Уже сейчас появилась идея пригласить мультипликаторов из республиканской студии, а еще планируются лекции директора Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонида Толчинского, представителей IT-лицея КФУ».
Валерий Алексеевич и преподаватели при этом не видят ничего пугающего в том, чтобы обучать детей младшего школьного возраста премудростям экономики, журналистики, химии и других «взрослых» наук: «Тема биткойнов необычна, возможно, для «взрослых детей», а вот «малые дети» об этом разговаривают. Сейчас о биткойнах выпускают даже мультики, один из которых мы сегодня показываем, все это обсуждается в школьной среде, и детям будет полезно узнать о криптовалюте и том, как рифма помогает побеждать по жизни».
Проблем с переключением на детский язык у профессоров не наблюдается: у проекта уже складывается определенный контингент преподавателей, которые могут работать с непривычной для себя аудиторией. Руководитель проекта подчеркивает, что талантливый, харизматичный и креативный преподаватель будет работать умело и с детьми, и со взрослыми.
Как поделилась профессор, директор Института управления, экономики и финансов КФУ Наиля Багаутдинова, читающая лекции в Детском университете КФУ со дня его основания, в 2011 году, занятия для детей помогают ей видеть, как работать дальше: «Мы не ошибаемся, выбирая такие сложные темы, ведь многие взрослые не знают того, что знают дети. Они впереди всех, даже наших студентов. Поэтому Детский университет – это среда, в которой мы готовим наших будущих абитуриентов, прививаем им любовь к науке».