Стремительные изменения, совершающиеся в Узбекистане в последнее время, поставили перед обществом актуальные вопросы в области образования, медицины и социальной сферы, решить которые невозможно без участия квалифицированных специалистов-психологов.
В 2019 года Кабмин Узбекистана принял постановление об открытии в Джизакском регионе филиала Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, направлением деятельности которого стала подготовка квалифицированных кадров на основе совместных образовательных программ с ведущими вузами России.
Замдекана факультета по учебной части Джизакского филиала Национального университета Узбекистана имени М.Улугбека Хасан Иргашев отмечает, что Казанский федеральный университет стал одним из первых вузов, начавших сотрудничество в подготовке высококвалифицированных кадров на основе совместных образовательных программ, в том числе в области психологии.
Выбор КФУ в качестве партнера в области психологии не случаен: именно в Казанском университете традиции основателей российской психологии мирно сосуществуют с инновациями, считает директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин:
«Десять лет назад на этапе становления Казанского федерального университета прошел процесс объединения факультета психологии КГУ и Педагогического института, и начался новый этап развития казанской психологии».
Исследования в области психологии поддерживаются грантами Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. Психологами КФУ опубликовано более 1800 работ. Именно в Казани создана научная школа по психологии состояний.
«Фундаментальность Казанской психологической школы позволила усилить и психолого-педагогическую подготовку будущих педагогов. Мы сформировали для себя новые сферы деятельности, нашли новые темы для исследований, связанные со специальной, детской, педагогической, медицинской психологией. Каждый год мы открываем новые образовательные программы по психологии для бакалавров и магистров», - уточнил директор ИПО КФУ.
«Наши вузы являются партнерами с 2014 года, а в 2018 году Национальным университетом Узбекистана и КФУ был подписан договор о получении двустороннего образования студентов, обучающихся по программам психологии одновременно в Узбекистане и Татарстане», - дополнил своего коллегу замдекана факультета по учебной части Джизакского филиала Национального университета Узбекистана им. М.Улугбека Хасан Иргашев.
Речь идет о разработке и реализации совместных образовательных программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, в том числе с применением дистанционных технологий.
«Данные программы позволят готовить высококвалифицированных, востребованных на рынке труда выпускников, что даст мощный толчок повышению потенциала и привлекательности системы высшего образования», - поделился представитель Узбекистана.
Как же обучение по совместной образовательной программе в формате «3+1» выглядит на практике?
«Студент поступает в Национальный университет Узбекистана на соответствующую программу, причем вступительные экзамены проводятся в соответствии с правилами и требованиями приема Казанского университета. Первые три года бакалавры обучаются в Джизакском филиале, а на четвертом курсе они приедут в Казанский университет.
Задания и работы обучающихся проверяются дважды: один раз преподавателями узбекского вуза, второй раз - профессорско-преподавательским составом университета-партнера. За каждый предмет студент получает оценку в соответствии с системой оценок в том университете, чей диплом он получит», - уточнил представитель Узбекистана.
Опыт организации совместной образовательной деятельности вузов двух стран и создание филиалов уже учтены в портфеле межправительственных соглашений. В 2019 году министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан выделило квоту на 25 студентов для обучения в КФУ по направлению «психология». Всего на сегодняшний день в Институте психологии и образования обучаются 68 узбекских студентов.
«Специалисты Института психологии и образования разработали учебные планы, по которым обучаются бакалавры; рабочие программы для преподавателей, - пояснила начальник отдела образования ИПО КФУ Эльвира Уразова. – Также в целях обеспечения качественного обучения студенты имеют доступ к электронной библиотеке КФУ и право пользоваться научной литературой и учебниками. С начала 2020 года узбекские студенты могут стать полноправными участниками занятий, проводимых преподавателями Казанского университета, подключившись к Microsoft Teams и иным цифровым ресурсам (платформам), на базе которых проходит обучение».
Специалист отмечает, что в командах Microsoft Teams организовано синхронное взаимодействие с преподавателем: студент в любой момент может задать преподавателю возникающие в ходе обучения вопросы.
Для второкурсников, обучающихся по совместной образовательной программе, на платформе Moodle размещены электронные учебные ресурсы по 11 предметам, а это 156 видеоуроков, около 230 презентаций, 224 электронных учебника, 12 конспектов лекций и глоссариев, промежуточные вопросы, тестовые вопросы.
«Казанский федеральный университет много лет сотрудничает с научно-образовательными центрами Узбекистана, на сегодняшний день выстроена работа с 29 партнерами. Реализация сетевой формы новой образовательной программы в формате "3+1" свидетельствует об интеграции отечественного образования в международную образовательную систему», - полагает директор Института психологии и образования КФУ.
По словам А.Калимуллина, особенностью программы является ориентация на исследовательскую деятельность в разных сферах теоретической и прикладной психологии:
«Проведение международных научно-практических исследований, направленных на решение научных проблем в сфере психологии, напрямую связано с ростом в рейтингах, в том числе и THE. Напомню, что в предметном рейтинге THE-2020 «Образование» КФУ входит в сотню лучших вузов мира – это лучший показатель не только в России, но и в странах СНГ и Восточной Европы. Ученые КФУ сотрудничают с коллегами из университетов Оксфорда, Гарварда, Дублина, Техаса и многих других. Это свидетельствует о высоком уровне образования, которое могут получить в КФУ узбекские студенты».