Доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института КФУ Татьяна Галич проанализировала проблемы, которые сопутствуют воспитанию детей в XXI веке, рассказала об особенностях их взросления.
Мир непрерывно меняется. Скорость, с какой наша жизнь претерпевает трансформации, сейчас намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. В прошедшем ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума: семья, дворовая компания, пионерская организация - с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации. Современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И.Г.Песталоцци, Я.А.Коменский и В.А.Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века.
«В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения: компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Отсюда главная характеристика современного ребенка - высокая степень информированности», - отметила доцент Елабужского института КФУ Татьяна Галич.
Современные дети рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях любовных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.
«Данный вопрос спорный. Скорее, это «наслушанность», под которой, к сожалению, или к счастью, нет опыта. Но у большой информированности есть оборотная сторона. Выявлено, что многие дети пяти лет нуждаются в помощи логопеда», - продолжила эксперт.
Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личного эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе. Прежде всего имеется в виду идущая от матери тактильная и зрительная информация.
Одно из самых ярких проявлений сознания современного ребенка - это клиповое мышление. Оно вскормлено рекламой, музыкальными роликами, гаджетами. Действительно, фильмы культовых режиссеров, от которых невозможно оградить детей, отличает прерывистость, резкие переходы от одной сюжетной линии к другой, когда зритель должен удерживать в памяти картинки, чтобы не потерять понимания смысла происходящего. Эстетика и средства выражения нового кино отвечают современным веяниям, иначе оно не было бы востребовано.
Несмотря на негативные тенденции в развитии современных детей, в их личностном развитии есть такие черты, которые будут способствовать трансформации современного мира в «мир Света и Добра».