Казанским федеральным университетом разработана и апробирована методология оценки вклада высших учебных заведений в результаты социально-экономического развития территории. Результатом явилось создание нового рейтинга вузов, оценивающего вклад научно-образовательных организаций в развитие региона.
Особенностью разработанного рейтинга является учет специфики развития региональных вузов, их вклада в решение социально-экономических задач территории присутствия.
Предлагаемый рейтинг, в отличие от существующей системы рейтингов, позволяет:
- провести анализ по полному списку вузов РФ, в т. ч. ранжирование более 600 вузов;
- провести оценку региональных вузов вне зависимости от их позиционирования и возможности участия в глобальной конкуренции;
- учитывать вклад вузов в региональные показатели эффективности, что особенно актуально в новых экономических условиях: оценить какую роль играет вуз в достижении успеха региона на основе оценки, как и показателей вуза, так и показателей региона;
- проводить анализ без привязки к зарубежным базам данных, а базируясь на открытых верифицируемых статистических данных;
- провести анализ вузов-участников проекта «Приоритет–2030» по направлению «Территориальное и (или) отраслевое лидерство» с целью оценки их вклада в социально-экономическое развитие территорий в рамках проекта «Приоритет–2030».
Методология рейтинга предполагает оценку вузов в разрезе 7 блоков:
- Образование в регионе. Показатель, который включает в себя количество образовательных программ в вузе, численность студентов вуза (в том числе с разбивкой на программы бакалавриата и магистратуры) и средний балл единого государственного экзамена (ЕГЭ).
- Наука и инновации региона. Стандартизированный показатель, который объединяет данные о количестве и источниках финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
- Репутационная экономика. Показатель, который группирует данные о количестве публикаций, индексируемых в системе «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ), совместных публикаций с иностранными контрагентами, результатов интеллектуальной деятельности (РИД), имеющих правовую охрану за пределами России, а также аспирантов, докторантов и остепененных научно-педагогических работников (НПР).
- Социальные задачи региона. Стандартизированный показатель, который связывает данные об уровне подготовки педагогических кадров, медицинских работников в регионе и заработной платы НПР, количестве студентов, обучающихся за счет целевого финансирования и по программам дополнительного профессионального образования (ДПО).
- Вклад в инфраструктуру. Показатель, который учитывает площадь спортивных сооружений, площадь общежитий и стоимость машин и оборудования не старше 5 лет.
- Цифровая экономика. Этот показатель учитывает количество персональных компьютеров в вузах (в том числе имеющих доступ к интернету) и уровень подготовки кадров в субъектах РФ по передовым направлениям, связанным с инженерным делом и программированием.
- Кадровый потенциал региона. Показатель, учитывающий численность профессорско-преподавательского состава и научных работников (в т. ч. моложе 40 лет), а также иностранных аспирантов.
В основу метода легли многомерные статистические сравнения на базе независимых открытых источников, в т. ч. данных Министерства науки и высшего образования РФ, Федеральной службы государственной статистики, Министерства спорта РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
«В основном рейтинги оценивают науку, образование, инновации в глобальном контексте. Но ведь очень важный вопрос состоит в том, как оценить влияние на территорию, где он расположен. Практически ни один из действующих рейтингов не может дать ответ. И вот настоящий рейтинг позволяет решить эту задачу и со всей объективностью показывает, что международные конкурентоспособные вузы вносят гораздо меньший вклад в развитие территории, чем те, которые работают по программам и проектам региона присутствия», – отметил проректор по вопросам экономического и стратегического развития Казанского федерального университета Марат Сафиуллин.
«Рейтинг предполагает обработку большого массива статистических данных из открытых официальных источников министерств и ведомств, в связи с чем итоги участия вуза зависят от того, насколько активно и своевременно вузы подают данные по итогам своей деятельности за отчетный год. Кроме того, особенностью рейтинга является оценка вклада вуза в показатели региона, поэтому доступность и объективность индикаторов по субъектам РФ также предопределило методологию и результаты рейтинга», – рассказала руководитель проекта, заведующая сектором Центра перспективного развития КФУ Алия Гатауллина.
Итоги построения рейтинга:
- проранжировано 679 вузов, а всего проанализированы были 1200 вузов с учетом филиальной сетки;
- в топ–100 вошли вузы широкого образовательного профиля, а также медицинского направления. Напротив, вузы творческого, сельскохозяйственного и транспортного профиля в Рейтинге влияния на развитие региона представлены не в полной мере;
- 22 региона попали более 2-х раз в топ–100;
- наибольшая представленность – Москва (12 позиций); Санкт-Петербург (5 позиций); Томская область (4 позиции);
- в топ–100 вузов вошло 67 участников программы академического лидерства «Приоритет–2030».
Топ–15 рейтинга
Регионы | Приоритет–2030 | Вуз | Рейтинг |
г. Москва | МГУ | 1 | |
Республика Татарстан | С.ТЛ | КФУ | 2 |
Приморский край | С.ТЛ | ДФУ | 3 |
г. Санкт-Петербург | СПбГУ | 4 | |
Свердловская область | С.ИЛ | УрФУ | 5 |
Республика Саха (Якутия) | Б | СВФУ | 6 |
Томская область | С.ИЛ | ТГУ | 7 |
Томская область | С.ИЛ | ТПУ | 8 |
г. Москва | С.ИЛ | ВШЭ | 9 |
Красноярский край | С.ТЛ | СФУ | 10 |
Белгородская область | С.ТЛ | БелГУ | 11 |
Республика Мордовия | Б | Мордовский ГУ | 12 |
Ростовская область | С.ИЛ | ЮФУ | 13 |
г. Севастополь | С.ТЛ | Севастопольский ГУ | 14 |
г. Санкт-Петербург | С.ИЛ | С.-Петербургский политехнический университет Петра Великого | 15 |
Б – базовая часть, С.ИЛ – специальная часть; исследовательское лидерство, С.ТЛ – специальная часть; территориальное/отраслевое лидерство.
Топ–15 рейтинга – участники программы «Приоритет–2030»
Регионы | Приоритет-2030 | Вуз | Позиция общий рейтинг |
Республика Татарстан | ТЛ | КФУ | 2 |
Приморский край | ТЛ | ДФУ | 3 |
Свердловская область | ИЛ | УрФУ | 5 |
Республика Саха (Якутия) | Б | СВФУ | 6 |
Томская область | ИЛ | ТГУ | 7 |
Томская область | ИЛ | ТПУ | 8 |
г. Москва | ИЛ | ВШЭ | 9 |
Красноярский край | ТЛ | СФУ | 10 |
Белгородская область | ТЛ | БелГУ | 11 |
Республика Мордовия | Б | Мордовский ГУ | 12 |
Ростовская область | ИЛ | ЮФУ | 13 |
г. Севастополь | ТЛ | Севастопольский ГУ | 14 |
г. Санкт-Петербург | ИЛ | С.-Петербургский политехнический университет Петра Великого | 15 |
Орловская область | Б | Орловский ГУ | 17 |
Республика Крым | ТЛ | Крымский ФУ | 18 |
Проект выполнен в соответствии с Программой развития КФУ на 2021-2030 годы, реализуемой в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Полная версия рейтинга доступна по ссылке.