Детский сад для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Мы вместе» при Казанском федеральном университете планирует с осени текущего года ввести в работу цифровой диагностический и образовательный ресурс для родителей. Это позволит улучшить эффективность обратной связи. Об этом Центру медиакоммуникаций КФУ сообщила заведующая детским садом Эльвира Cадретдинова.
Специальный (коррекционный) детский сад для детей с расстройствами аутистического спектра «Мы вместе» КФУ был открыт осенью прошлого года. Он был признан федеральной инновационной площадкой по теме «Разработка и реализация адаптивной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра». Это позволяет использовать широкий спектр передовых технологий, разработок, исследований, направленных на всестороннее развитие ребенка. Детский сад реализует модель комплексного сопровождения детей с РАС и их родителей (законных представителей). Уникальность данного проекта заключается в возможности консолидации усилий профильных исследователей КФУ и специалистов детского сада в целях разработки эффективных технологий успешной социализации ребенка с РАС, а также консультирования семей. Детский сад оснащен всем необходимым оборудованием для работы педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Здесь также функционируют центр сопровождения семьи, медицинское отделение, лаборатория научного экспериментирования, кабинет лечебной физкультуры.
В детском саду «Мы вместе» воспитываются и обучаются 50 детей. Совсем недавно стены учреждения покинули пять воспитанников, поступивших в ресурсные классы школ города. В настоящее время продолжается набор детей в детский сад. Для этого родители с ребенком проходят городскую психолого-медико-педагогическую комиссию. И уже с готовыми документами приходят на внутреннюю первичную диагностику в детский сад. Решение о зачислении ребенка принимает консилиум, который состоит из ведущих ученых Института психологии и образования, Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета.
«Специфика нашего детского сада состоит в том, что нозология у нас одна – "аутизм". Если в другие коррекционные детские сады берут и с другими сопутствующими аутизму диагнозами, то мы придерживаемся другой позиции, – пояснила заведующая учреждением. – Наша основная задача – максимально социализировать детей».
При поступлении в сад ребенок проходит входную диагностику. А после завершения учебного года – выходную диагностику. В результате мониторинга можно понять, чему в течение года смог обучиться воспитанник детского учреждения.
«Если говорить про эффективность обучения различным навыкам, то здесь демонстрируются заметные результаты. За девять месяцев работы детсада прирост по навыкам составляет 42 процента», – сообщила Э.Садретдинова.
Кроме того, стоит обратить внимание и на показатель коррекции нежелательного поведения. Положительные результаты поведенческой работы отмечены у 85 процентов детей.
В настоящее время в детском саду заняты все 24 штатные единицы. В учреждении работают дефектологи, логопеды, психологи, нейропсихологи. Благодаря разрабатываемым специалистами КФУ методикам работа с детьми проходит намного интереснее.
«Педколлектив нашего садика при помощи БФ "Радость детства" создал учебно-методическое пособие "ВыРАСтайка". Его могут использовать как родители, так и специалисты из различных детсадов», – отметила Эльвира Садретдинова.
В этом году детский сад «Мы вместе» выиграл грант Минпросвещения России в размере 1 млн рублей на осуществление диагностической, консультативной помощи родителям, имеющим детей в возрасте от 0 до 3 лет. Консультации могут получить на базе детсада «Мы вместе» все желающие родители, причем не только воспитывающие детей с аутизмом. Сделать это можно по предварительной записи. Причем родитель сам может определить, консультацию какого специалиста он хочет получить – дефектолога, логопеда, психолога, методиста и др.
Кроме того, в настоящее время специально для родителей детей, посещающих садик «Мы вместе», разрабатываются цифровые диагностические и образовательные ресурсы. Их планируется включать в работу уже начиная с сентября 2022 года.
«Родители в системе онлайн, даже с телефона, могут изучить информацию, что в течение дня делал их ребенок, а также видеть домашние задания для совместного выполнения. Благодаря этой системе педагоги смогут быстрее получить обратную связь. Только тесное взаимодействие с родителями сможет дать необходимый результат», – убеждена директор детсада.
8-летний Денис Ладонкин посещал индивидуальные занятия с дефектологом и логопедом в детсаду «Мы вместе» в рамках Центра сопровождения семьи с начала осени 2021 года по май текущего года. По словам мамы мальчика Арины Ладонкиной, о возможности посещения бесплатных занятий со специалистами в садике КФУ она узнала от подруги, ребенок которой ходил в «Мы вместе» на постоянной основе. По возрасту Денис уже не проходил в группу кратковременного пребывания, и тогда родителям мальчика были предложены индивидуальные занятия, которые он посещал дважды в неделю.
Как рассказала собеседница, она заметила эффект от занятий в садике «Мы вместе».
«Логопед здесь очень сильный специалист. Она очень помогла моему сыну – поставила звуки, ребенок приобрел усидчивость. Я вижу, что она нашла хороший подход к моему сыну, он ее слушается, пытается все повторять – уже начал говорить "нет", "да", "спасибо", – отметила Ладонкин. – Я очень благодарна КФУ за возможность бесплатного посещения таких занятий. Это сэкономило порядка 20 тысяч в месяц из моего бюджета и дало колоссальный результат».
Помимо занятий с ребенком, детсад «Мы вместе» в рамках гранта предоставил Ладонкиной и другим родителям возможность пройти бесплатное обучение по программе поведенческой терапии, так называемой АВА-терапии для аутистов.
«Я счастлива, что попала в эту программу, почерпнула много информации. Нас учили, как воспитывать своих детей через постоянный контроль и строгий распорядок. Если обычному ребенку достаточно сказать один раз, чтобы он что-то запомнил или сделал, то нашим детям иногда нужно повторить тысячу раз и сделать это правильно, с подкреплением, мотиваций. Любые навыки в жизнь наших детей вводятся через поведенческую терапию. Родители аутистов часто не знают, куда им дальше двигаться. А в садике КФУ всю нужную информацию структурировали для родителей, и у меня в голове наметился четкий план, что я должна делать дальше. Это действительно колоссальный продукт от Казанского университета. Мы первопроходцы, а следующим родителям аутистов будет проще».
В планах Ладонкиной – продолжение индивидуальных занятий с Денисом на базе садика «Мы вместе» с начала нового учебного года. Кроме того, она рассчитывает отправить сына в ресурсный класс одной из казанских школ.
Резеда Зиатдинова также водит своего сына, 7-летнего Карима, в Центр сопровождения семьи детсада КФУ на индивидуальные занятия с логопедом и дефектологом.
«Заниматься в садике "Мы вместе" мы начали с осени прошлого года. Занятия с логопедом проходили очень плодотворно. Специалист поставила сыну несколько звуков, благодаря ей мы выучили буквы, – рассказала Зиатдинова. – Сын умеет их читать и произносить. Именно это я считаю нашим главным достижениям благодаря занятиям в этом детсаду».
Как и Ладонкина, Зиатдинова прошла обучение на базе детсада КФУ по АВА-терапии для эффективного взаимодействию с детьми с аутизмом. Еженедельные занятия в течение нескольких месяцев помогли лучше понимать своих детей, научили, как нужно правильно задавать вопросы и научить детей высказывать свои желания. Собеседница выразила надежду на то, что у ее сына будет возможность с нового учебного года продолжить занятия в детсаду «Мы вместе».