С 2016 года ученые Института психологии и образования Казанского университета включены в международный транскультурный научно-исследовательский проект по исследованиям в области развития педагогического образования в различных странах, организованный Институтом образования университета Оксфорда.
"Основной проблемой на данный момент является то, что многие зарубежные коллеги даже не представляют, что в России идет активное развитие системы педагогического образования, что проводятся современные исследования, разрабатываются новые методики преподавания с учетом последних научных тенденций и т.д. Участие в международных конференциях позволило нам представить зарубежным коллегам наши новейшие разработки", - пояснила профессор, завкафедрой педагогики ИПО КФУ Роза Валеева.
Научная работа казанских ученых в этой области стала настолько интересна для зарубежных коллег, что Оксфордский университет включил КФУ в уже начавшийся к тому времени исследовательский проект, где помимо России (Институт психологии и образования КФУ), принимали участие еще десять стран.
"Речь шла о включении в компаративное исследование постановки педагогического образования (модель, политика, методы и результаты исследований) в странах Великобритании, России, США, Ирландии, Австралии, Израиля, Японии, Южной Кореи", - уточнила Роза Алексеевна.
«Наставником» международного транскультурного научно-исследовательского проекта выступил почетный профессор Оксфордского университета, вице-президент Британской ассоциации педагогических исследований Иэн Джеймс Ментер. Его вклад в исследование невозможно недооценивать: опыт его многолетних изысканий по проблематике развития и модернизации педагогического образования в разных странах мира, безусловно, очень ценен для формирования наиболее адекватной модели подготовки высококачественных педагогов в России.
Уже в 2017 году в научном журнале первого квартиля (Q1) European Journal of Teacher Education была опубликована статья A tale of two countries – forty years on: politics and teacher education in Russia and England («Политика и педагогическое образование в России и Англии за 40 лет»). Это первые результаты совместного исследования ученых Казанского и Оксфордского университетов. В авторский коллектив данной публикации вошли директор Института психологии и образования профессор Айдар Калимуллин, Роза Валеева и Иэн Ментер. Опираясь на проект по реформе педагогического образования в России и изменения в Англии за последние 40 лет, ученые проследили, как эволюция изменений политики в обеих странах повлияла на политику в области преподавания и педагогического образования.
В 2018 году на основе исследований была издана международная монография Knowledge, Policy and Practice in Learning to Teach: A Cross-National Study, посвященная теме «Обучение обучению». Глава о подготовке учителей в России в этой книге написана Р.Валеевой и А.Калимуллиным.
Признанием глубины и важности исследований ученых КФУ в международном пространстве стал тот факт, что весной 2018 года университетское издательство Oxford University Press предложило Р.Валеевой написать главу по педагогическому образованию для Оксфордской энциклопедии.
"Оксфордская энциклопедия по педагогическому образованию в 2019 году стала издаваться впервые, и в качестве одного из авторов главы издание выбрали меня, - пояснила Роза Алексеевна. – Энциклопедия - своего рода сборник эссе по педагогическому образованию, который включает в себя основополагающие очерки по наиболее актуальным вопросам, влияющим на педагогическое образование от авторов со всего мира. Сборник предлагает критические обзоры ключевых теорий и методов в подготовке эффективных учителей, глобальные и сравнительные взгляды на современные проблемы, а также важнейшие очерки о социальной справедливости и равенстве в педагогическом образовании".
В декабре 2019 года вышла онлайн-версия Оксфордской энциклопедии по педагогическому образованию, и вот, накануне 8 марта, Oxford University Press уведомило автора главы о публикации печатной версии книги.