В Институте психологии и образования Казанского федерального университета состоялась открытая лекция «Инклюзия, как много в этом звуке…» российского ученого-психолога и педагога, профессора Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, академика РАО Николая Малофеева.
Мероприятие прошло в рамках проекта Фонда Потанина «Проектирование инклюзивных компетенций». В нем принял участие директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин.
Лекция сопровождалась примерами из многолетнего опыта.
Перед началом лекции академик отметил, что Татарстан – это центр тепла, интеллектуальной мысли.
«Я признателен вам, что вы пришли в этот зал в надежде что-то узнать. Мы все знаем, что живем в мире прогресса, регулярно об этом слышим и говорим, но почему-то неправильно трактуем это слово. Для нас прогресс – это движение вверх, но, к сожалению, слово "прогресс" переводится однозначно – движение. Поэтому, когда мы говорим о движении, как прогрессивных учениях, прогрессивных методах и методиках, необходимо понимать в какую сторону оно происходит, в каком контексте и ради чего и, самое главное, ради кого», – задал тон встречи Николай Малофеев.
Речь шла об инклюзивном образовании детей с особыми образовательными потребностями / ограниченными способностями здоровья.
«Во все исторические эпохи была такая категория детского населения, которая имеет недостатки умственного или физического развития. В разные времена их именовали по-разному. Некоторые слова сегодня перешли в разряд нежелательных для использования, даже те профессиональные термины, которые использовались, включая "ребенок-инвалид", "глухой ребенок", сегодня трактуются как некорректные. Сегодня самое употребительное в нашей практике определение – это "дети с ограниченными возможностями здоровья". Хотя и сейчас есть достаточно большое количество противников, требующих более корректного определения», – ввел в курс дела спикер.
Академик обозначил свое отношение к использованию того или иного термина.
«Для меня важнее другое – оказывают ли им необходимую педагогическую, психологическую помощь, защиту, – подчеркнул специалист. – В таком движении как инклюзия, с точки зрения его организации в условиях дефицита времени и при переходе от "специальной школы" к "инклюзии", возникли и особые требования к квалификации педагога, к содержанию учебных материалов и действующих образовательных стандартов, которые не должны оставаться на прежнем уровне».
Важно, продолжил мысль спикер, качество жизни этих детей.
В ходе общения с журналистами Николай Малофеев перечислил главные вопросы, требующие ответа: квалифицированные кадры, экономический стимул, отношение общества и родителей к детям: как принять ребенка и информацию о том, что он имеет ограничения здоровья.
«За последние годы благодаря правильной социальной политике государства число отказных детей в связи с инвалидизацией резко сократилось, отцы стали меньше покидать свои семьи. Людям надо объяснять, с чем они столкнутся: как быть родителем и как быть родителем особенного ребенка, – убежден Малофеев. – Поэтому кадры, родители, методики очень важны. Родитель всегда прав, но он не может, исходя из личного опыта и опыта знакомых, выстроить для себя перспективу вопросов».
Слова благодарности гостю выразил директор ИПО А.Калимуллин:
«Ваш приезд – это возможность соприкоснуться с большой наукой. Сегодня перед нами выступал большой ученый. Мы ждем и нуждаемся в вас. Спасибо».
Николай Малофеев – один из немногих специалистов, который может озвучить основные тенденции специального и инклюзивного образования не только с точки зрения конкретного педагога или родителя, но и с точки зрения общих тенденций. Автор более 200 опубликованных научных работ, в числе которых публикации на английском, голландском, грузинском, латышском, румынском и японском языках.