На днях глава Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что качество исторического образования в школах России повысилось с момента утверждения историко-культурного стандарта в 2013 году. Как следствие, отметил руководитель ведомства, сегодня можно смело говорить об улучшении результатов школьников на ЕГЭ по истории за последние годы, выросло и число высокобалльников. Председатель предметных комиссий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию в Республике Татарстан, доцент кафедры отечественной истории ИМО КФУ Альбина Файзуллина рассказывает о ситуации в регионе и роли КФУ в упомянутом процессе.
С обозначенным выше заявлением Сергей Кравцов выступил в минувший четверг в ходе общего собрания Российского исторического общества (РИО) в Музее Победы на Поклонной горе в Москве. Глава Рособрнадзора уточнил, что контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации школьников после 9-го и после 11-го классов еще в 2015-2016 годах были приведены в соответствие с историко-культурным стандартом. За последние годы в экзаменационной модели ЕГЭ по истории произошел постепенный переход от проверки фактологических знаний к оценке понимания исторических процессов, умения устанавливать связи между событиями и рассуждать с опорой на исторические материалы, что, по словам Кравцова, крайне важно для современных школьников.
"Очень важно, что это способствовало положительной динамике качества исторического образования. Приведу конкретные факты: в 2014 и 2015 годах результаты ЕГЭ по истории были одними из самых низких по выборным предметам... средний балл составлял 46. В 2019 году ЕГЭ завершился - это 55 баллов. И мы считаем, что благодаря этой работе у нас повышается качество исторического образования", - сказал Кравцов.
По его словам, выросло и число высокобалльников. Если в 2014 году их было 20%, то в 2019 году порядка 40% школьников получили высокие баллы за ЕГЭ по истории.
Как отметила Альбина Файзуллина, за последние пять лет контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по истории действительно претерпели серьезные трансформации.
«После введения историко-культурного стандарта составители контрольно-измерительных материалов (КИМов) ушли от тестовых версий заданий, своего рода «угадайки». Современные КИМы проверяют у школьников уже не только знания, но и специализированные навыки. Учащийся должен уметь анализировать предлагаемую ему в задании историческую информацию, представленную в различных знаковых системах – картах, схемах, таблицах, иллюстрациях, текстах, подвергать источник внешней и внутренней критике, уметь различать факты, мнения, исторические описания, исторические объяснения, оценки», - пояснила Альбина Файзуллина.
Есть в КИМах и специализированное задание, которое направлено на проверку умения вести дискуссию, – школьнику дается на рассмотрение точка зрения по той или иной проблемной исторической тематике, и он должен привести по два аргумента «за» и «против» предложенной позиции. Задания могут относиться к любому историческому периоду. Есть в перечне заданий и историческое сочинение, при написании которого школьник демонстрирует уже весь спектр своих знаний по той или иной теме, а также все свои навыки – как он умеет использовать исторические сведения, применять причинно-следственный, структурно-функциональный, временной и пространственный анализ при рассмотрении каких-то фактов, явлений, систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса.
«Когда ЕГЭ по истории только было введено, результаты в Татарстане соответствовали общероссийским – средний балл был 46. Однако на сегодняшний день в Татарстане средний балл ЕГЭ по истории выше, чем по России в целом – он равен 59. При этом каждый год этот показатель растет – к примеру, год назад он составил 58 баллов, - подчеркнула Файзуллина. – Таких хороших результатов удается достигать благодаря планомерной методической работе с учителями, которая ведется в регионе Министерством образования и науки РТ и Казанским федеральным университетом, инициировавшим проведение масштабных ежегодных съездов учителей истории и обществознания, а также регулярных методических семинаров».
Напомним, начиная с 2017 года на базе Казанского федерального университета ежегодно проходит Съезд учителей истории и обществознания Республики Татарстан. В первый раз темами съезда стали как раз проблемы ЕГЭ, ОГЭ по истории и обществознанию, трудности, возникающие у школьников при написании своих первых исследовательских работ в этих областях знания, а также при подготовке к олимпиадам различного уровня. Тогда на площадке мероприятия собралось около 1000 учителей. Во второй - работа съезда была посвящена рассмотрению инноваций современной образовательной среды как фактора повышения качества и доступности исторического и обществоведческого образования в Республике Татарстан. Участие в нем приняли около 600 учителей. В рамках съезда ведется поиск решения встающих перед учителями в этой области проблем в совокупности всех точек зрений, что приносит свои результаты незамедлительно.
Что же касается методических семинаров, также инициированных КФУ и проводимых при непосредственной всесторонней поддержке Министерства образования и науки РТ, они помогают донести до учителей направления работы, на которые необходимо обратить внимание.
«Ежегодно после ЕГЭ мы проводим анализ работ детей, выявляя типичные ошибки, с тем, чтобы в последующем довести эту информацию до учителей и проработать с ними пути их исправления, чтобы на будущий год ситуация изменилась в лучшую сторону. Эта работа ведется с учителями как по истории, так и по обществознанию в формате специализированных семинаров, а также дистанционно. При этом семинары посещает большое число учителей – каждый раз более ста. Такое прямое взаимодействие с учителями дает свои результаты», - резюмировала Альбина Файзуллина.