В ходе раскопок, проведенных летом на территории золотоордынского Багаевского селища в Саратовском районе Саратовской области, было установлено назначение нескольких выявленных сооружений и охарактеризованы виды хозяйственной деятельности населения.
Багаевское селище было обнаружено профессором Института международных отношений КФУ Леонардом Недашковским в 1995 году и исследовалось им начиная с 2002 года. Надо сказать, что Багаевское селище – довольно крупный сельский археологический памятник золотоордынской эпохи, его площадь составляет более пяти гектаров. Селище обеспечивало сельскохозяйственной продукцией город Укек, один из четырех крупнейших золотоордынских городских центров Нижнего Поволжья, о большой политической значимости которого говорит чеканка в нем монет.
В ходе раскопок археологами был доказан факт возделывания культурных растений на поселении, сделаны находки, связанные с земледелием и различными промыслами. Это кардинально меняет картину восприятия жизни золотоордынских сел и самого Улуса Джучи.
«Нижнее Поволжье являлось экономическим и политическим центром Золотой Орды, средоточием всех торговых путей государства вплоть до его распада. Здесь был домен - личное владение золотоордынских ханов, территория, не передававшаяся во владение более мелким зависимым владетелям; здесь кочевали ставки правителей Золотой Орды, бывшие политическими центрами государства, резиденцией хана и правительства. Земледельческое хозяйство было наиболее развитым в северной части Нижней Волги, где и расположено Багаевское селище. Наибольшее количество золотоордынских памятников в Нижнем Поволжье отмечается именно в его северных районах, где население могло активно практиковать пашенное земледелие, используя плодородные черноземные почвы», - отметил Леонард Недашковский.
Как отмечает ученый, само наличие округи у золотоордынского города еще не так давно в научных работах ставилось под сомнение. Сейчас благодаря проведенным исследованиям очевидно, что вокруг крупных золотоордынских городов Нижнего Поволжья располагались более мелкие поселения, тесно связанные с городами административно и экономически.
Кроме того, традиционно Улус Джучи оценивался историками как кочевое государство со слабо развитым земледелием, но в свете новых археологических данных это мнение представляется неверным. Материалы проведенных раскопок позволили доказать, что округа золотоордынских городов Нижнего Поволжья обладала развитым сельским хозяйством – земледелием и скотоводством – и промыслами, обеспечивавшими города продуктами питания и ремесленным сырьем. Села же снабжались через города ремесленной продукцией – поливной и не поливной керамикой, стеклянными и чугунными изделиями, предметами из черного и цветного металлов, дорогими привозными товарами.
Раскопками текущего года были исследованы четыре сооружения, представляющие собой полуземлянку, а также хозяйственные ямы, в том числе две, соединенные с более глубокими погребами. Среди находок - золотоордынская, древнерусская, мордовская керамика, фрагменты амфор из Трапезундской империи и Восточного Средиземноморья, кашинной, в том числе иранской, и красноглиняной поливной посуды. Также в их числе разнообразные изделия из железа, меди, стекла, кости, свинцовый слиток и золотоордынские монеты 1278-1361 годов чеканки.
«Наличие значительного количества находок древнерусской и мордовской керамики свидетельствует о том, что в этническом составе населения Багаевского селища четко выделяются древнерусский и мордовский компоненты. Фрагменты амфор Трапезундской империи и Восточного Средиземноморья, иранской кашинной и восточнокрымской красноглиняной поливной посуды говорят о степени развития торговых связей селища, - пояснил Недашковский. – Сельскохозяйственная продукция жителей Багаевского поселения, несомненно, была востребованной и позволяла приобретать в обмен на нее дорогую привозную посуду, различную ремесленную продукцию золотоордынских городов и даже экзотические импортные товары, о чем свидетельствуют археологические находки. Экономические связи осуществлялись не только путем прямого обмена продовольствия и сырья на ремесленные изделия, но, в большей степени, посредством товарно-денежных отношений. Это подтверждают многочисленные находки как серебряных, так и разменных медных золотоордынских монет».
Впереди долгая работа по обработке материалов раскопок. В процессе их исследования будут широко использованы естественнонаучные методы: археозоология, палинология, анализ химического состава найденных изделий из цветного металла и стекла, металлографический анализ предметов из черного металла. В исследовании полученных материалов помимо сотрудников Казанского федерального университета примут участие ученые из Института археологии РАН, Института истории материальной культуры РАН, Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева, Ульяновского педагогического университета им. И.Н.Ульянова, Института проблем экологии и недропользования АН РТ и ООО «Поволжская археология».
«Методы археозоологии и палинологии позволят детализировать данные о развитии скотоводства, составе стада, охоте и рыболовстве местных жителей, проследить процесс роста территории села, выявить характер окружавших его угодий, подробно охарактеризовать природные условия и занятия населения.
Кроме того, будет определена степень влияния человека на природную среду, а также окончательно определена роль земледелия в хозяйственном укладе поселений. Химический состав изделий из цветных металлов позволит судить о различных использовавшихся ремесленниками сплавах, их типах и количественном соотношении.
Это позволит выявить различные ремесленные традиции или источники поступления сырья, что представляет в этом случае особый интерес. Дело в том, что месторождения меди и легирующих компонентов в этом регионе отсутствуют, следовательно, все изделия были изготовлены из привозного сырья. Письменные же источники никаких сведений об этом не содержат, - отметил археолог. – Исследование химического состава стеклянных изделий позволит по концентрации и соотношению основных стеклообразующих выделить основные классы стекла, связанные с различными центрами производства, а значит, выделить местные изделия и уточнить источники поступления импортов. Анализ микроструктуры железных изделий даст возможность судить о технологии их изготовления золотоордынскими кузнецами».
Археологами будут более точно выявлены и периоды существования села. Полученные выводы будут важны как контролирующие для датировки разрезов на средневековых памятниках Восточной Европы в целом. К слову, используемые для этого палинологические и флотационные исследования, которые позволят получить достоверные данные о растительной пище оседлого населения и о развитии земледелия, начали производиться экспедицией Леонарда Недашковского на золотоордынских поселениях впервые в мире.
В целом же в результате проведенных работ Багаевское селище, расположенное в ближайшей округе золотоордынского города Укека, является одним из наиболее изученных на сегодняшний день золотоордынских сельских поселений Нижнего Поволжья. Дальнейшее исследование этого опорного памятника способно сыграть ключевую роль для понимания основных особенностей материальной культуры золотоордынского села – орудий труда, оружия, типов поселений, жилищ, одежды, украшений, пищи, домашней утвари и средств передвижения. Раскопки Багаевского селища в дальнейшем планируется продолжить.
Работы текущего года были проведены при грантовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.