Аспирант второго года обучения Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета, практикующий врач-офтальмолог Арсений Расческов разработал цифрового ассистента для проверки зрения. Новый сервис позволяет пользователям самостоятельно проводить предварительную диагностику глаз, используя для этого лишь смартфон.
Арсений Расческов рассказал, что подтолкнуло его к созданию бота:
«Один из моих пациентов поделился со мной, что ему не хватает напоминаний о том, что пришла пора закапывать капли в глаза. У него была глаукома, поэтому в его случае необходимо было регулярно использовать лекарство. Тогда появилась идея создать Telegram-ассистента, который бы присылал такие напоминания».
По словам аспиранта, главная цель разработки заключается в заботе о пациентах. Так появилась упрощенная версия бота, который своевременно присылал уведомления с напоминанием.
«Я прошел короткий курс по созданию ботов в Telegram и начал осваивать устройство подобных сервисов, ассистентов. Мне самому очень нравится развиваться горизонтально и познавать совершенно новые для себя сферы деятельности, – признался собеседник. – На создание первого бота у меня ушло двое суток. В момент его тестирования пришла мысль углубить мою разработку».
Следующим этапом развития идеи стало создание виртуального ассистента, который бы раз в неделю присылал напоминание пройти тест Амслера для пациентов с заболеваниями сетчатки. После ее реализации аспирант решил расширить функционал сервиса и добавил в него тест проверки остроты зрения вдаль, для проведения которого зачастую приходится идти в оптику или к офтальмологу.
Сегодня бот «rascheskov_eye_check_bot» совмещает в себе 7 полноценных исследований, включающих в себя: тест на контрастную чувствительность, которая снижается при катаракте; тест на астигматизм; вариант теста Норна, который позволяет понять, насколько быстро нарушается слезная пленка на поверхности глаза; международный опросник повреждения поверхности глаза OSDI.
«Суть бота в том, чтобы человек мог проверить свои глаза в любое удобное время. У нас большая республика и страна, и, к сожалению, не везде есть современные технологичные центры, куда пациенту было бы удобно обратиться. Сервис как раз предоставляет людям возможность пройти эти предварительные тесты и понять, нет ли у них показаний срочно обратиться к офтальмологу», – прокомментировал аспирант КФУ.
Дополнительным преимуществом сервиса, по его мнению, является то, что в тесте Амслера для пациентов с заболеванием типа возрастной макулодистрофии возможно настроить регулярное получение напоминания о необходимости повторить обследование. Такой подход позволяет увеличить приверженность пациента к динамическому наблюдению и лечению. Тесты на слезную пленку и опросник OSDI также позволяют в динамике наблюдать за состоянием синдрома сухого глаза.
Спустя несколько дней после запуска, как отметил аспирант, ботом воспользовались более 500 человек, а благодарности и положительные отзывы поступают ежедневно.
«Считаю, что современные цифровые технологии дают врачам большой простор для творческого подхода к работе. Я всегда вспоминаю слова своего научного руководителя Андрея Павловича Киясова, который на одной из первых лекций в институте сказал, что сейчас все значимые открытия будут происходить не в изолированных науках, а именно на стыке разных областей, как например в моем случае – офтальмологии и IT, – поделился Арсений Расческов. – КФУ дает своим студентам и сотрудникам все необходимые условия для реализации идей и решения задач, в частности, хочется поблагодарить Рашата Искандаровича Файзуллина за поддержку на всех этапах развития проекта».
Доступ к сервису может получить любой желающий через открытый Telegram-канал «Твой знакомый офтальмолог».