В марте мировое лингвистическое сообщество празднует 180-летнюю годовщину со дня рождения знаменитого ученого, новатора и основателя Казанской лингвистической школы Ивана Бодуэна де Куртенэ.
С 1875 по 1883 год, работая в Казанском университете в качестве приват-доцента, а затем экстраординарного и ординарного профессора, Бодуэн де Куртенэ (13.03.1845 – 3.11.1929) прославил Казанский университет на весь мир.
Ученый выдвинул идеи, открывшие связь между языком и психологией, социологией и биологией, фактически став одним из основоположников психолингвистики и социолингвистики.
«Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ был крупнейшей творческой личностью, оказал огромное научное и нравственное влияние на учеников и окружавших его исследователей, высказал идеи, которые были способны трансформировать и развивать целые направления языковедческой мысли», – отметил директор Института филологии и межкультурной коммуникации Радиф Замалетдинов.
Одной из самых знаменитых научных школ мирового языкознания заслуженно является основанная Бодуэном де Куртенэ Казанская лингвистическая школа.
«Иван Александрович совершил “переворот” в языкознании, задал новую парадигму исследования речевой деятельности живых языков и диалектов. Он считал, что таким образом можно апробировать лингвистические теории и изучать язык в его функционировании», – рассказала профессор кафедры русского языка и методики его преподавания ИФМК Ирина Ерофеева.
Профессор Казанского университета был человеком огромной эрудиции, полиглотом и писал свои труды на русском, польском, немецком, французском и других языках. Он принимал участие в экспедициях, где фиксировал фонетические особенности разных языков. Важнейшим его достижением стало положение о соотношении сознательного и бессознательного в языковых изменениях.
«Он считал, что воздействие на язык может осуществляться сознательно. Бодуэн де Куртенэ начал использовать в лингвистике математические модели, кроме того, стал внедрять экспериментальную фонетику в Казанском университете. В своих работах не замыкался только на изучении собственно языковых фактов, но представлял язык как явление, взаимосвязанное с другими сферами культурной жизни человека», – отметила доктор филологических наук И. Ерофеева.
Основатель Казанской лингвистической школы и его ученики разработали понятия «фонема» и «морфема», разграничили диахронический и синхронический подходы к изучению языковых явлений.
«Казанская лингвистическая школа является первой в мире социально-психологической школой языкознания, потому что в ней изучались психическая и социальная стороны языка. И. Бодуэн де Куртенэ и его ученики обогатили мировую науку рядом новых исследовательских подходов, к примеру, внедрили эксперимент в изучение фонетики, разработали приборы, с помощью, которых изучалась звучащая речь», – проинформировала профессор.
Высшая школа зарубежной филологии и межкультурной коммуникации имени И.А. Бодуэна де Куртенэ ИФМК продолжает развивать идеи, основы которых были заложены учеными Казанской лингвистической школы и ее лидером.
«На сегодняшний день кафедры романо-германской филологии и теории и практики преподавания иностранных языков сосредоточены на активной работе в рамках лингвистических изысканий, направленных на изучение специфики языкового ландшафта России, двуязычной лексикографии, языковой идентичности. Также область научных интересов наших преподавателей связана и с фразеологическими и лексикологическими исследованиями в разноструктурных языках», – сообщила доцент кафедры теории и практики преподавания иностранных языков Оксана Полякова.
ИФМК ежегодно проводит Казанский международный лингвистический саммит, который объединяет ученых со всего мира и позволяет им обмениваться академическим опытом и делиться полученными результатами исследований в области языкознания.
«Несомненно, подобные мероприятия, отражают вектор научной деятельности представителей института и являются наглядным подтверждением того, что традиции Казанской лингвистической школы продолжают жить и развиваться уже в условиях современной действительности», – заключила доцент.