В шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета состоялся мастер-класс «VR, HR, AR и MR в медиа» научного сотрудника в области бизнес-моделей для иммерсивных технологий Royal Holloway University (Лондон, Великобритания) Марианны Рольбиной, РHD.
Она рассказала студентам и магистрантам ВШЖиМК об иммерсивных технологиях и тенденциях VR-рынка.
Иммерсивные технологии, или технологии расширенной реальности, включают виртуальную (virtual reality – VR) и дополненную реальность (augmented reality – AR), а также 360°-видео. Они обеспечивают эффект полного или частичного присутствия в альтернативном пространстве.
Марианна Яковлевна объяснила студентам, в чем отличие виртуальной реальности (созданной с помощью VR-шлемов) от дополненной. Используя дополненную реальность, человек взаимодействует с миром не напрямую, а через некий «фильтр» (смартфон, планшет), который как бы «встраивает» в реальность виртуальные объекты.
«Для медиа на данный момент применение augmented reality является наиболее перспективным. С точки зрения информации и дополнений к ней, эта технология самая простая в создании и использовании и обеспечивает доступ к большой аудитории, так как смартфоны есть у всех», – сказала М. Рольбина.
Технология дополненной реальности, считает специалист в области бизнес-аналитики, сегодня успешно используется в музеях, рекламе и в туристической индустрии.
«Правильно сделанная augmented reality невероятно интересна и информативна, и в плане медиа это самый правильный подход. VR все-таки больше настроена на то, чтобы вас из реальности куда-то переносить. И для новостей и аналитических вещей это не столько важно, важно донести информацию», – отметила Рольбина.
По словам ученого, иммерсивные технологии в медиа внедряются сейчас медленно, в частности потому, что нет достаточного количества кадров, которые ими владеют.
На мастер-классе также было уделено внимание технологии смешанной реальности (мixed reality – MR). Она представляет собой смесь реальной и виртуальной реальности: физический и цифровой объекты сосуществуют и взаимодействуют в реальном времени. Еще одним трендом сегодня являются HR-технологии – облачные технологии управления персоналом.
Присутствовавший на мастер-классе декан Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Леонид Толчинский отметил, что в России, за исключением игр, иммерсивные технологии пока используются мало, но журналисты должны знать о них.
«Сейчас в учебных планах журналистов появляется все больше курсов, ориентированных на углубленное изучение цифровых технологий, их применение, использование в практиках и в будущем – в медиапространстве. Наша задача как преподавателей – рассказать о существующих технологиях, которые ищут сегодня свою нишу на рынке, а значит, завтра могут повлиять на медиасреду», – сказал он в разговоре с журналистами.