Сегодня, 25 октября, в России отмечается День маркетолога. Дата исторически приурочена ко дню создания Управления по маркетингу и рекламе в Министерстве внешней торговли СССР в 1975 году. Насколько важна профессия в современных реалиях и какие они – маркетологи будущего, рассказали в Казанском федеральном университете.
На вопросы Центру медиакоммуникаций КФУ ответила заведующая кафедрой маркетинга Института управления, экономики и финансов, член Гильдии маркетологов России Наталья Каленская.
Кафедра, к слову, является одной из старейших в России. Как рассказала заведующая, она была основана в 2002 году на базе тогда еще Казанского финансового экономического института.
«Несмотря на то что история кафедры насчитывает уже более 20 лет, мы сохраняем традиции маркетинговой школы. А в последнее время у нас появились новые передовые и прорывные направления», – рассказала Каленская.
Кафедра тесно взаимодействует с Гильдией маркетологов России, которой создан стандарт профессиональных компетенций. Он позволяет охватить все функции маркетинговой деятельности на предприятии – от рыночной аналитики до маркетинговых метрик, которые отражают эффекты продаж, клиентского опыта, покупательской способности.
«Маркетолог – это прежде всего профессионал, который четко понимает тенденции рынка и поведения потребителей и способен соединить производственные потенциалы с потребительскими предпочтениями», – отметила профессор.
По ее словам, долгое время считалось, что покупатель и производитель находятся по разные стороны баррикад. Однако своим студентам завкафедрой объясняет, что все это работает в едином пространстве.
«Мы никогда не противопоставляем производство и потребителя, – сообщила она. – Для этого маркетолог должен очень хорошо разбираться в междисциплинарных направлениях: экономике, бизнес-аналитике, финансовом и классическом менеджменте, психологии, социологии, философии, истории, математике».
Кроме того, Н. Каленская поделилась тем, что последние два года на кафедре активно развивается нейромаркетинг. Отметим, что на базе Казанского федерального университета создана самая крупная в России нейромаркетинговая лаборатория «Нейролаб».
«Сейчас мы совместно с Институтом искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии запустили магистерскую программу, которая направлена на изучение нейрокогнитивных технологий в бизнес-аналитике», – подчеркнула маркетолог.
Будущего специалиста в сфере маркетинга Каленская видит как человека, у которого максимально развиты soft и hard skills. Прежде всего, считает она, такой маркетолог очень хорошо знает психологию, отлично владеет инструментарием внедрения искусственного интеллекта и нейросетей, выполняет функции аналитика, PR-технолога и социолога, а параллельно с этим может в автоматическом режиме проводить бизнес-аналитику, рассчитывать показатели развития компании.
Начинающим маркетологам профессор советует несколько книг. В их числе классика от основателя маркетинга как науки Филипа Котлера. Его основная и базовая книга, которая будет интересна как новичкам, так и профессионалам, – «Маркетинг 5.0. Технологии следующего поколения».
«Кроме того, к 220-летию нашего университета мы подготовили монографию "Современный маркетинг: традиции и тенденции", которая совсем скоро выйдет в свет. В ней мы рассуждаем не только о классических инструментах и подходах, но и о нейроподходах, а также о том, как использовать маркетинговые технологии в реальном секторе. Каждая глава монографии – это научные изыскания профессорско-преподавательского состава кафедры. Каждый автор попытался отразить те направления, которые представляют его научный и практический интерес», – анонсировала завкафедрой.
Маркетинг, по мнению Каленской, это одна из постоянно меняющихся наук. А маркетолог входит в пятерку самых востребованных специалистов в социо-гуманитарном блоке.
«Я категорически против мнения, что эта профессия больше не нужна. Это не так. Несмотря на быстро меняющийся мир, маркетолог – самая актуальная профессия. Она просто видоизменяется, расширяет функционал», – считает эксперт.
Профессор КФУ определила и несколько тенденций в маркетинге на сегодняшний день. Во-первых, это внедрение ИИ, нейротехнологий, а также появление совершенно нового потребителя.
«Я хочу сказать, что на сегодняшний день мы находимся в уникальных условиях, потому что одномоментно на планете живет пять поколений – начиная с бэби-бумеров, заканчивая поколением альфа, которое еще не изучено. Мы прекрасно понимаем, что маркетологу нужно учитывать специфику ценностных ориентиров каждой из этих пяти групп», – объяснила она.
Наталья Каленская особо подчеркнула, что направление маркетинга в Казанском федеральном университете не просто впереди, но и развивается «на опережение».
Напомним, ранее в проекте «Научный вердикт» маркетолог рассказала, на какие уловки идут производители косметических средств для большей узнаваемости среди покупателей.