Модераторами пленарной дискуссии «Вызовы и цели современного педагогического образования» выступили ректор КФУ Ильшат Гафуров и завкафедрой педагогики ИПО Роза Валеева.
Также в обсуждении приняли участие: почетный профессор Оксфордского университета, вице-президент Британской ассоциации педагогических исследований Иэн Ментер, президент Ирландской ассоциации исследований в области образования, доктор философии (Кантаб) Конор Гэлвин, президент Международной ассоциации исследований в области педагогического образования и обучения (ISATT) Шерил Крейг, профессор факультета образования Университета Приморска и факультета гражданской и геодезической инженерии Люблянского университета (Словения) Андреа Истенич, профессор Университета Саламанки Хуан Мена и другие участники форума.
«Мы живем в сложное время перемен, новые методы обучения стали важной составляющей образования. Из локдауна 2020 года мы должны сделать определенные уроки. Потому что профессия учителя всегда смотрит в будущее, и важно уметь реагировать на все вызовы», – отметил Иэн Ментер.
Профессор в своем выступлении еще раз подчеркнул значимость КФУ, где, по его словам, существует глубокая приверженность разработке модели педагогического образования, основанной на исследованиях.
В свою очередь Конор Гэлвин отметил необходимость переосмысления педагогического образования в период после COVID.
«Большое внимание уделяется созданию контактов, а не содержанию онлайн-обучения. Необходимо переосмысление профессиональной практики, культуры, цифровой грамотности преподавателей и ее влияния на практику взаимодействия преподаватель-ученик», – резюмировал эксперт.
Профессор Андреа Истенич сказала, что «во время пандемии переход к цифровым технологиям произошел достаточно быстро: ведь на кону стояли права обучающихся, равенство и инклюзивная педагогика. Переход был сложным для учителей». По ее мнению, необходимо выйти за рамки традиционного обучения и дидактического треугольника «ученик – учитель – содержание обучения» и пробовать сочетание формального и неформального обучения, ориентированного на учет реальных проблем.
Шерил Крейг говорила о том, что информатизация, стандартизация и изменения окружающего мира стали основными моментами современной идеологии образования.
Профессор Хуан Мена, касаясь влияния карантина и риска заболевания COVID-19, подчеркнул, что эти факты вытеснили преподавание из вузов на домашние компьютеры, ноутбуки и другие устройства.
«Перенос сеансов в виртуальные пространства (Zoom, Blackboard, Meet или видеоконференцсвязь Microsoft TEAMS) открывает новые сценарии обучения и различные возможности для взаимодействия с учащимися», – считает профессор.
По его словам, основная проблема заключается в использовании в качестве преобладающего метода лекций или диалогов, которые, в свою очередь, превращают новые медиа в традиционное обучение. Нужно готовить учителей, которые могут использовать нетрадиционные формы обучения.
«Учителя, переходя на новые форматы, должны уметь обучаться и привыкать к дистанционной работе. Нужны новые инновационные подходы. И я думаю, что все участники дискуссии понимают, насколько важно включать онлайн-технологии в обучение преподавателей. Это большая возможность, чтобы обеспечить гипербезопасность, осуществлять педподдержку и минимизировать процессы декоммунизации образования. Нужно быть готовым к любым последствиям и рискам в преобразовании отношений людей, изменении приоритетов», – в свою очередь сказала ученый из КФУ Роза Валеева.
В приветственном слове к участникам форума ректор КФУ Ильшат Гафуров отметил, что, несмотря на все сложности, связанные с дистанционным форматом, форум IFTE состоялся. Также он напомнил, что в рамках мероприятия впервые была организована международная конференция, ориентированная на молодых педагогов – исследователей в области образования.
«Думаю, для них это будет хорошей школой. Они приобретут ценный опыт и, я надеюсь, станут впоследствии нашими партнерами – носителями идеологии форума», – сказал ректор КФУ
Ильшат Гафуров сообщил, что по итогам сессий и круглых столов уже сформировалось определенное видение тематики следующей конференции, IFTE-2022, и выразил надежду на проведение мероприятия в очном формате, где все участники смогут насладиться личным общением.
«Международные конференции, посвященные образованию, имеют очень большое значение. Мы проводим множество мероприятий и по другим предметным областям, но основа основ – это педагогика. Учителя формируют наше сознание с самого детства, определяя тем самым будущее», – заключил ректор и поблагодарил участников и организаторов за плодотворную работу.