Мероприятия, посвященные японскому языку и культуре, стартовали в стенах Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ 17 ноября.
Первым событием на повестке дня стала встреча руководства кафедры алтаистики и китаеведения КФУ со старшим специалистом по японскому языку отдела японской культуры Японского фонда (Japan Foundation) госпожой Ота Мики. Сотрудничество КФУ с Японским фондом успешно развивается с 2011 года. Помимо активно действующих программ академического обмена, учебно-методической поддержки образовательного процесса, посещения института профессорами японских вузов для чтения лекций и проведения методических семинаров, Японский фонд предоставляет преподавателям грантовую поддержку для прохождения краткосрочных языковых стажировок в университетах страны. Кроме того, при содействии Японского фонда при Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ в 2011 году был создан Центр японоведения, деятельность которого направлена на обучение японскому языку, распространение японской культуры, проведение специализированных научных конференций и конкурсов.
В этот раз в ходе официальной встречи обсуждались перспективы дальнейшего развития сотрудничества. В частности, речь шла об увеличении количества студентов института, задействованных в программах академического обмена. Необходимость подобных действий не вызывает сомнений – ежегодно в стенах ИМОИиВ КФУ открываются новые профили подготовки, в учебные планы которых включено изучение японского языка. Уже сегодня в институте японский язык изучает около 200 человек. Госпожа Ота Мики от лица Японского фонда пообещала оказать поддержку в разработке новых программ мобильности и расширении существующих.
Кроме того, поднимался вопрос о привлечении носителей языка для чтения лекций студентам Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ. Причем в силу широкого спектра действующих профилей подготовки, в рамках которых востребован японский язык – международные отношения, зарубежное регионоведение, востоковедение, африканистика, экономика – тематика лекций тоже не должна ограничиваться лишь лингвистическими нюансами.
В завершение встречи заведующая кафедрой алтаистики и китаеведения КФУ Альфия Аликберова анонсировала проведение на базе вуза в апреле 2018 года Международного форума восточных языков и культур в рамках Года Японии в России и пригласила гостью и других представителей Японского фонда принять участие в мероприятии. Одна из секций форума, который будет носить как научный, так и культурно-образовательный характер, будет посвящена актуальным вопросам преподавания японского языка в XXI веке. Госпожа Ота Мики высоко оценила идею запуска подобного форума, поблагодарив сотрудников института за приглашение.
Также вчера на базе института прошла научно-методическая конференция по методике преподавания японского языка. Развитие образовательного процесса не стоит на месте, как и не стоит на месте процесс трансформации человеческого сознания. В условиях наполненности жизни каждого человека огромным количеством информационных потоков, чтобы сделать эффективным процесс обучения, его нужно постоянно модернизировать. В частности, говорилось об активном внедрении в образовательную деятельность различного рода технологических новинок и использовании виртуальной реальности в обучении. В идеале человек, изучая японский язык, должен быть круглосуточно погружен в соответствующую языковую среду – так выстраивается процесс обучения иностранцев в японских образовательных центрах. Но, если в Японии реализовать подобную систему обучения достаточно легко в силу пребывания студентов непосредственно среди носителей языка, то в других государствах, разумеется, необходимо приложить к этому усилия. Однако результат, безусловно, того стоит, а его достижению и должны способствовать различные технологические приспособления.
Помимо различных приложений и гаджетов, с той же целью в образовательном процессе в японских центрах используется проектная деятельность. В ИМОИиВ такой подход уже успешно применяется. Так, сегодня ряд студентов института работает над созданием японоязычной Google-карты Казани, повседневно внося в нее все новые и новые детали, подготавливая описание городских достопримечательностей на японском языке и разрабатывая туристические маршруты, которые могли бы заинтересовать гостей столицы Татарстана из страны Восходящего Солнца.
Внимание в рамках конференции было уделено и различным методикам запоминания японских иероглифов. Сегодня их используется множество. Среди наиболее популярных –ассоциативный метод, или мнемоника, использование простых двустиший, помогающих запомнить начертание иероглифов, игровой метод с использованием различных приложений для гаджетов и другие. Каждый из методов обладает своими достоинствами и недостатками, равно как и каждый из них в разной степени подходит тому или иному учащемуся, ведь восприятие человека – вещь очень индивидуальная. Задача же специалистов состоит в том, чтобы отобрать ряд наиболее эффективных методик и предоставить дальнейший выбор аудитории учащихся.
В завершение, возвращаясь к разговору о развитии японоведения в КФУ, стоит отметить, что вчера обсуждались и перспективы сотрудничества с Японским центром в Нижнем Новгороде. Сеть японских центров в России, занимающихся развитием экономического сотрудничества России и Японии, в число которых входит и нижегородский, планирует в следующем году запустить бесплатные образовательные курсы по японскому языку для волонтеров, которые будут работать на Чемпионате мира по футболу-2018. Причем посещать курсы смогут как волонтеры, уже владеющие японским языком на том или ином уровне, так и те, кто еще не знаком с языком. Оказывать поддержку этой деятельности будет Японский фонд. Вполне возможно, что КФУ присоединится к этому проекту.
Сегодня же в стенах института в рамках Дней Японии проходит 8-й Казанский конкурс выступлений на японском языке.