Исследование ученых Гарварда показало, что когда дети из богатых и бедных семей учатся вместе, у первых меняются социальные установки: они становятся менее эгоистичными и более ориентированными на равенство.
Исследование, проведенное в Индии, показало, что наличие бедных одноклассников повышает вероятность участия ребенка из богатой семьи в благотворительности на 55%, а наличие бедного партнера по учебным проектам – на 62%.
Еще одним открытием стало то, что богатые ученики из смешанных школ реже дискриминируют бедных ровесников за пределами школы и охотнее выбирают бедного ребенка в качестве партнера для игр.
Противники социально смешанных школ утверждают, что в них падает успеваемость богатых учеников. Исследование показало, что это правда, но только отчасти. Результаты тестов по хинди, английскому и математике говорят о том, что в навыки учеников в хинди и математике нисколько не ослабли. Немного пострадал только английский у детей из богатых семей.
Преподаватели также жалуются на ухудшение дисциплины, но единственное ухудшение – участившееся использование учениками обсценной лексики.
Результаты исследования были опубликованы в "American Economic Review".
Доцент кафедры психологии личности ИПО КФУ Ильдар Абитов подтвердил, что полученные результаты исследований ученых Гарварда вполне согласуются с концепцией аттитюдов или социальных установок, разрабатываемой в социальной психологии.
«Социальная установка – это определенный стереотип реагирования на представителей какой-либо социальной группы, отличной от собственной группы, – пояснил психолог Казанского университета. – Причем, группы могут выделяться по различным признакам: полу, национальной или религиозной принадлежности или как в случае данного исследования по признаку социально-экономического благополучия (статуса)».
Доцент ИПО КФУ напомнил, что опыт проведения экспериментов по изменению негативных социальных стереотипов (предубеждений) описывал известный американский социальный психолог Элиот Аронсон. В свое время он пришел к следующим выводам, что контакт с индивидами или группами, обладающими равным с носителями предубеждений статусом, в идеальных условиях (при отсутствии экономического конфликта) может повысить и повышает взаимопонимание и снижает уровень предубежденности.
А "психология неизбежности" (влияние властей) может создать и создает необходимое давление для того, чтобы уменьшить предрассудки, а также может создать предпосылки для "мягкой", ненасильственной школьной десегрегации (опять-таки при наличии идеальных условий).
Ученый отметил, что в случае непосредственного общения с представителями "чужой" группы, формирование негативных установок затрудняется, наблюдается большая толерантность к представителям "чужой" группы. На это же указывают результаты исследования, проведенного среди индийских школьников.
Однако, по мнению И.Абитова, есть важный фактор, который нельзя сбрасывать со счетов: взаимодействие между представителями разных групп должно быть организовано.
«Есть причины, которые могут препятствовать общению на равных между "бедными" и "богатыми" школьниками. Среди них особо выделяются: разные финансовые возможности родителей и, исходя из этого, способы проводить досуг, одежда и обеспеченность вещами, а также разный культурный уровень (по-видимому, это и повлияло на учащение использования ненормативной лексики детьми из "богатых" семей в индийском исследовании)», - подчеркивает он.
Еще один фактор, отмеченный ученым Казанского университета, – социальные установки родителей в отношении "чужой" группы.
«Если в школе удастся преодолеть влияние всех этих барьеров, то, думаю, опыт, описанный в данном исследовании, можно будет распространить на многие школы и другие учебные заведения», - резюмирует исследователь.