Центробанк РФ поднял ключевую ставку сразу на 3,5 процентных пункта до 12 процентов годовых. О влиянии повышения ставки Центру медиакоммуникаций КФУ рассказал профессор кафедры финансовых рынков и финансовых институтов Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета Игорь Кох.
«Повышение ключевой ставки автоматически приводит к повышению всех остальных ставок в экономике, ставок по долговым инструментам, по депозитам, облигациям, кредитам. Это означает то, что те, кто имеет сбережения, будут иметь возможность инвестировать более эффективно, получать больший доход от сбережений, а те, кто пользуется кредитами, вынуждены будут платить больше. Безусловно, это касается новых кредитов. Те, которые были выданы ранее, будут обслуживаться по той ставке, которая была раньше. Для депозитов это тоже справедливо», – внес ясность Игорь Кох.
То есть, для тех, кто сейчас обладает свободными денежными средствами, для них будет выгоднее их вкладывать, а те, кто собирается брать кредиты, для них они будут менее привлекательными.
«Более высокие процентные ставки, как правило, способствуют укреплению курса рубля. Мы это с вами уже увидели, – курс рубля укрепился на 7 рублей. Почувствовать эффект глубокой девальвации мы не успели», – подчеркнул эксперт.
Он продолжил, что до россиян не дошли товары по ценам, исходя из 100 рублей за доллар.
«Возможно, мы будем наблюдать замедление темпов инфляции, цены будут расти медленнее. Хотя тут эффект будет не настолько масштабный, чтобы мы это ярко увидели. Это зависит от того, в какой степени производители, продавцы тех или иных товаров пользуются кредитами. Напрямую на цены и товары ключевая ставка не влияет, растут издержки тех компаний, которые имеют слишком большую кредитную задолженность», – добавил Кох.
Неблагоприятно может сказаться повышение ключевой ставки на крупный бизнес.
«Почувствуют это продавцы недвижимости, мебели, бытовой техники, прочих товаров длительного пользования, которые очень часто приобретаются в кредит. Для рядового потребителя это может привести скорее к торможению роста цен, чем к его ускорению. Чем меньше люди берут кредит, тем меньше предъявляют спрос на товары, тем сложнее повышать цены на эти товары», – резюмировал профессор кафедры.