Директор Института психологии и образования Казанского федерального университета, один из организаторов международного форума по педагогическому форуму IFTE Айдар Калимуллин предложил участникам форума порассуждать на тему, с какими основными проблемами столкнулись учителя, ученики и родители в своей стране в условиях пандемии COVID-19 и какие уроки из создавшей ситуации должна извлечь система подготовки учителей.
Системы образования во всех странах приняли меры по снижению негативного влияния пандемии коронавируса на образование. На сайте ЮНЕСКО представлена интерактивная карта, на которой отображено развитие ситуации закрытия образовательных учреждений. На 20 апреля 2020 года 91,3% от общего числа обучающихся во всем мире получают образование дистанционно.
Альтернативные учебные решения стали высшим приоритетом для министерств образования всех стран. При этом закрытие школ на карантин приводит к расширению масштабов неравенства в образовании и наносит непропорциональный ущерб детям и молодежи из наиболее уязвимых групп населения.
"Тема влияния пандемии короновируса на образование стала одной из наиболее обсуждаемых во всем мире в последние месяцы. Каждая страна за это время накопила как проблемы, так и их решения. На нашу просьбу откликнулись 20 международных экспертов в области подготовки учителей и цифровизации. Каждый эксперт делится уже полученным опытом по созданию дистанционного обучения в их странах", - сказал директор ИПО.
Студенческий телеканал Univer TV смонтировал присланные видеоматериалы в два видеофильма, на русском и английском языках.
Об обучении в период пандемии высказались зарубежные эксперты форума: Конор Гэлвин (Ирландия), Иэн Ментер (Великобритания), Зденка Гадушова (Словакия), Margery McMahon (Шотландия), Cheryl Craig (США), Andreja Istenic Starcic (Словения), Loredana Perla (Италия), Marta Kowalczuk-Walędziak (Польша), Юлия Койнова-Цельнер (Германия), Бончо Господинов (Болгария), Уланбек Мамбетакунов (Кыргызстан), Дарья Ханолайнен (Финляндия).
Мирослав Прохазка (Чехия) из Южночешского университета подчеркнул, что карантин, объявленный в мире в связи с пандемией короновируса, вынудил образовательную систему страны перейти к дистанционным формам обучения.
Спикер из Италии сказала, что немалые сложности возникают из-за некачественного интернета. Связь скачет регулярно, увеличивая и без того гигантскую дистанцию между учителем и учеником. К тому же в Италии далеко не во всех семьях есть дома персональные компьютеры.
Большинство американских родителей, как утверждает эксперт из Университета Эль Пасо, уверены, что дистанционное обучение пагубно скажется на качестве образования их детей. Профессор Мурат Чошанов (США) поделился своими наблюдениями:
"В университетах дали возможность преподавателям перейти на зачетную систему оценки: "удовлетворительно" и "неудовлетворительно", а в школах отказались от традиционного тестирования, объяснив это тем, что качество создавшихся условий не соответствует требуемому формату оценивания. На мой взгляд, происходит перенос акцента с информационно-организационной функции в работе учителя на конструктивно-проектировочную.
Учитывая, что в школах США скептически относились к домашним заданиям, теперь как учителя, так и школьники испытывают трудности при переходе к дистанционному формату, так как дети не готовы учиться самостоятельно. Уроки, которые мы извлекаем из этой ситуации, позволяют нам говорить о том, что будущего учителя надо готовить к тому, чтобы он умел проектировать эффективную образовательную среду".
Мария Жигалова, профессор Брестского государственного технического университета, считает, что ситуация с короновирусом помогла преподавателям дополнить учебный процесс новыми формами работы, а не заменить очное образование на дистанционное.
Людмила Беженару, профессор из Румынии, отметила, что, несмотря на все усилия, в период перехода на дистанционное обучение из-за пандемии стало очевидно, что многие школы не готовы даже к частичному переходу в онлайн.
Российская Федерация испытывает те же сложности и проблемы в сфере образования из-за пандемии коронавирусной инфекции, что и другие страны. Это требует от всех государственных структур ответственных и правильных решений, отметил проректор по внешним связям КФУ Тимирхан Алишев.
"Министерство просвещения РФ рекомендовало региональным властям организовать работу образовательных учреждений таким образом, чтобы дети и педагоги вели образовательный процесс дома с применением технологий дистанционного обучения. В результате система российского образования оказалась «на первой линии фронта» с большим количеством людей: около полутора млн школьных учителей и преподавателей вузов, а также 16 млн школьников и 7 млн студентов. Оперативно выстроить систему обучения и выполнение учебного плана в дистанционном формате оказалось непросто, это почувствовали все участники системы, включая родителей школьников", - заключил Т.Алишев.
Все спикеры сошлись во мнении, что страны, принявшие решения о переходе на дистанционное обучение, сталкиваются со множеством сложностей, начиная с предоставления материалов и поддержки учителям и заканчивая предоставлением рекомендаций для семей при решении проблем в области связи. Но в то же время возникают новые возможности, главное - использовать комплексный подход к решению проблемы образования во время карантинных мер.