В начале этого лета среди пользователей интернета обрела популярность игра Hamster Kombat, в которой необходимо нажимать на «хомяка» и зарабатывать тем самым монеты. Но в чем смысл игры? Можно ли на ней заработать? Какой вред приносит популярное «тапанье»? В этом разобрались эксперты Казанского федерального университета.
Hamster Kombat – это игра в жанре кликер, в которую можно играть в мессенджере Telegram. В ней предлагается превратить хомяка в гендиректора успешной компании, «тапая» на него (глагол происходит от английского tap – мягко ударять, постукивать), получая монеты и покупая карточки улучшения. Закономерность простая – чем больше кликаешь, тем больше монет зарабатываешь.
Как отметил директор Института информационных технологий и интеллектуальных систем Михаил Абрамский, цель игры – создать пассивный доход и заработать виртуальную валюту, которая, как обещают создатели, в июле можно будет конвертировать в криптовалюту.
«Насчет реального способа заработать пока говорить рано. Даже если все пойдет по плану, заработок в игре будет существенно зависеть от количества времени, которое пользователь в этой игре проводит. Игра может стать отличным способом погрузиться в тему криптовалюты», – прогнозирует М. Абрамский.
Несмотря на легкий заработок, отмечает директор ИТИС, в мире зарегистрированы случаи, когда чрезмерная вовлеченность в игру приводила к проблемам со здоровьем – как психическим, так и физическим.
Доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Инна Кротова объяснила, что все побочные эффекты Hamster Kombat связаны с негативным влиянием на психику, качество жизни и эмоциональный фон. Игра имеет возрастной ценз 18+, однако при регистрации подтверждение возраста не требуется. Поэтому она особенно сказывается на детях.
«Если главная задача любой игры – это развитие ребенка и помощь в социализации, то максимум, который мы можем получить от игры-кликера, связан только с цифровыми навыками – освоить и установить приложение», – констатировала психолог.
Нашумевшее явление И. Кротова сравнивает со спиннерами, которые были популярны в 2017 году. Hamster Kombat, по словам эксперта, вводит в состояние некоего транса, приводит к отгороженности от любой другой деятельности, информации и людей. Кроме того, игра вызывает зависимость и доминирующую привычку «кликать – ждать».
«Стоит учесть, что существуют ограничения по социальной зрелости. Они касаются всех тех, кто не обладает высоким уровнем самоконтроля и понимания причинно-следственных связей», – заключила она.
Для достижения большего успеха в игре создатели и опытные пользователи рекомендуют «навещать» хомяка каждые три часа. Это, по словам ведущего научного сотрудника НИЛ «Нейрокогнитивные исследования» Института филологии и межкультурной коммуникации и заведующей кафедрой клинической психологии и медицинской генетики Института фундаментальной медицины и биологии Риммы Гамировой, ведет к нарушению сна, усталости, нервозности.
«Особенно игра может быть опасна для тех, у кого есть аутоподобные черты, нарушены коммуникация и связь с реальностью. А длительное нахождение за компьютером может спровоцировать эпилептические приступы у больных эпилепсией, гиподинамию, дополнительные головные боли и многое другое», – предупреждает эксперт.
Она предупредила, что Hamster Kombat, как и другие подобные игры, может усилить такие редкие заболевания, как писчий спазм или пароксизмальные дискинезии, а также развить игроманию и другие зависимости.