В государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике г. Москвы «Царицыно» начала свою работу выставка о татарских художественных промыслах и их эволюции в городской среде «Город и промысел. Встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар». На выставке представлены экспонаты Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского и Этнографического музея Казанского федерального университета.
Проект создан в партнерстве с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и Департамента культуры Москвы.
Главные герои выставки – промыслы, перенесенные человеком из деревни в город. У каждого своя судьба. Кожаная мозаика и вышивка из кустарного производства превратились в художественную промышленность, этому способствовали мастера и купцы из Казани и других городов, активно торговавшие по всей Средней Азии, Поволжью и Европейской части России. Ювелирное дело стало авторским искусством. А вот ткачество в городе не прижилось, так и осталось частью деревенского уклада: самотканые полотенца закупались горожанами только для праздников, а все прочие потребности закрывал богатый выбор привозных тканей в городских лавках.
В экспозиции более 400 экспонатов, среди которых булгарское золото XII века, серебро эпохи Золотой орды, предметы быта, одежда, обувь, книги и журналы конца XIX века и знаменитый шамаиль, ставший феноменом татарской культуры. Часть из них предоставлена Научной библиотекой им. Н.И. Лобачевского и Этнографическим музеем КФУ.
Основной акцент выставки сделан на событиях рубежа XIX–XX веков. Татарстан в то время был регионом с самой активно растущей промышленностью и духовным центром мусульман всей России. Татарские купцы – Апанаевы, Апаковы, Юнусовы, Галеевы – ставили традиционные промыслы на промышленные рельсы и через широкую торговую сеть распространяли «азиатские товары» по всей России и дальше, в Западную Европу. Язык, религия и живой интерес к знаниям скрепляли общество: в городах открывались театры и библиотеки, появлялись типографии и печатавшаяся в них периодика, трансформировалась система образования, менялся традиционный быт и семейный уклад.
Выставка занимает 10 залов Хлебного дома. Каждый посвящен одному татарскому промыслу: от ювелирного искусства до кожаной мозаики, вышивки и шамаиля. Гуляя по залам, посетители как будто проходят город насквозь, знакомятся с его традициями и судьбами горожан.
В зале «Миллет/Наше все» речь идет о богатом шумном городе конца XIX века, где полно мастерских и живет много людей. Зал «Ана тэлэ/Язык матери» посвящен тихой сельской культуре поволжских татар, детству, ткачеству и шитью. Зал «Гузеллек/Красота» – о ювелирном искусстве, прославившем татарских мастеров среди народов Поволжья и Средней Азии. А «Иман» – о вере, которая всегда была столпом самосознания татарского народа и остается им поныне. Центральные экспонаты этого зала – татарский шамаиль, литографии и картины на стекле религиозного характера начала XX века, а также работы современных художников, выполненные в той же технике.
Современное искусство Татарстана во многом наследует традиционное. Самый первый экспонат на выставке – войлочный триптих – гобелен «Сады вечности» казанской художницы Альфии Ильясовой, созданный по мотивам молитвенного коврика-намазлыка начала XX века из собрания Национального музея Татарстана специально для выставки.
Экспозицию можно посетить до 30 марта.