2021 год был объявлен Президентом РТ Рустамом Миннихановым Годом родных языков и народного единства. Центр медиакоммуникаций Казанского федерального университета поинтересовался, как раньше праздновали Новый год и Рождество, какие традиции и обычаи соблюдались народами, живущими в Татарстане. Подробнее об этом рассказала директор Этнографического музея, доцент кафедры антропологии и этнографии Института международных отношений КФУ Елена Гущина.
«Новый год люди отмечали всегда. Только начало нового года было не всегда в декабре. Празднование Нового года – это ритуал, связанный со сменой природных циклов. Он был органичной частью народного календаря. Он отражал особенности циклического мировосприятия, где было две основные точки – рождение/жизнь и умирание/смерть. Чаще всего новый год встречали в первые дни весны, когда расцветала и оживала природа», – отметила Елена Гущина.
Например, многие земледельцы в древности отмечали Новый год весной – когда обновлялась природа, наступал период новых сельскохозяйственных работ. Так, тюркский праздник Науруз – самый большой обрядовый праздник весеннего цикла, и его главное значение – это встреча Нового года. Как правило, праздник отмечается в день весеннего равноденствия, так как это первый день года по солнечному календарю. У чувашей в древности в дни весеннего равноденствия, как на начало года, проводился праздник Мункун.
«Вообще долгое время Новый год в России отмечали по юлианскому календарю 1 марта, а в конце XV века официально начало года перенесли на 1 сентября. Причем летоисчисление шло "от сотворения мира". Как все знают, систему летоисчисления от Рождества Христова в России ввел Петр I, он же и перенес начало нового года на 1 января», – пояснила директор музея.
Многие народы Поволжья отмечали этот праздник в день зимнего солнцестояния, после которого световой день начинает прибавляться. Праздник Нардуган (Натаван, Нардаве) - от татарского «нар» или «нур», что значит свет и «дуган», измененное от слова «туган» – «родился». Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. Нардуган праздновали кряшены, некоторые татары-мишари, чуваши, мордва, удмурты и марийцы. С принятием христианства эти праздники стали проводить в святочные дни.
«Новый год русских крестьян приходился на 1 января по старому стилю (14 января - по новому) – Васильев вечер. В этот день христианская церковь почитала память святителя Василия Кесарийского. Это день играл и важную роль в святочном цикле: Васильев вечер делил Святки на "святые вечера", освященные Рождеством, и "страшные вечера", в которые, по народным поверьям, происходил разгул нечистой силы», – добавила она.
С первым днем нового года была связана так называемая магия первого дня: по народным поверьям, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому все действия были направлены на обеспечение благополучия во всех сферах жизни человека на весь следующий год. Например, если провожать старый год и встретить новый весело и сытно, с богатым столом, то год будет счастливым и благополучным. Даже праздничная трапеза получила названия «богатой», «щедрой» или «жирной». Перед крупными праздниками все народы Поволжья прибирались в домах, готовили угощение и приглашали гостей. Праздники проводили весело, устраивали гулянья, играли, пели и плясали.
«Ель в России первоначально была атрибутом дворянской праздничной культуры, затем на Рождество ее стали устанавливать в домах буржуазии и интеллигенции. В крестьянской усадьбе елку до середины XX века практически нельзя было встретить. Народные рождественские и святочные обряды не включали традицию украшения хвойных деревьев. С конца 1920-х гг. в России рождественская елка оказалась под запретом как "буржуазный" обычай. И только с середины 1930-х гг. стали устанавливать "атеистические государственные" новогодние елки. С этого времени елка в России утверждается как неотъемлемый красочный атрибут празднования Нового года, а сам Новый год становится гражданским праздником по всей России, в том числе и в Татарстане. А "красным днем календаря", т.е. нерабочим, стало 1 января 1947 года», – подытожила Е.Гущина.
В заключение она подчеркнула, что важность праздников состоит в самом процессе укрепления отношений между родственниками, односельчанами. Очень многое в эти праздничные дни было связано именно с молодежью.
«Новый год и январские праздники в целом прошли "эволюцию", постепенно меняясь, приобретая все новые черты», – резюмировала доцент КФУ.