В зале Попечительского совета КФУ прошло заседание Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа, которое стало первым в череде мероприятий, приуроченных к празднованию 220-летия Казанского университета – одного из старейших вузов России.
В мероприятии приняли участие: заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Айрат Гатиятов, главный федеральный инспектор по Республике Татарстан аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Виктор Демидов, министр образования и науки Республики Татарстан Ильсур Хадиуллин, помощник Раиса РТ Альберт Гильмутдинов, Президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов, ректор Казанского университета, председатель Совета ректоров вузов Татарстана Ленар Сафин, Президент КФУ Рияз Минзарипов, первый проректор – проректор по научной деятельности КФУ Дмитрий Таюрский, руководители и представители вузов ПФО.
Поздравления коллективу Казанского университета передал полномочный представитель Президента РФ в ПФО Игорь Комаров.
«Исполнилось 220 лет со дня образования этого замечательного и поистине знакового для Российской Федерации высшего учебного заведения, – выступил В. Демидов. – Полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе выражает глубочайшую признательность всему коллективу Казанского федерального университета за безупречное исполнение своих обязанностей. На вашем счету немало достижений и заслуженных наград. Убежден, что КФУ и впредь будет соответствовать высоким образовательным и научным стандартам, а идеи и замыслы будут претворяться в жизнь на благо нашей великой Родины, любимой России».
Глава Минобрнауки РТ подчеркнул, что именно благодаря одному из старейших вузов России Татарстан является вузовским, студенческим регионом.
«Казанский федеральный университет – это наш стратегический партнер по реализации всех проектов, в том числе и в сфере инклюзивного образования. КФУ совместно с Республикой Татарстан создал детский сад, который называется "Мы вместе", – сообщил членам Совета ректоров министр. – Мы чувствуем всестороннюю помощь со стороны Казанского университета в реализации совместных проектов со школами, инновационными и образовательными организациями».
Айрат Гатиятов также отметил важность работы в сфере подготовки будущих кадров:
«Тема сегодняшнего заседания совета очень актуальна для нашей страны и востребована самой жизнью. Решение вопроса подготовки кадров для экономики в целом и особенно для технологических отраслей народного хозяйства прежде всего зависит от непрерывной линии обучения и подготовки молодежи, начиная со школьной скамьи и заканчивая высшими учебными заведениями. И здесь, конечно, особая роль принадлежит естественным наукам и современным IT-технологиям», – подчеркнул он.
Совместно с КФУ проводятся мероприятия, направленные на сохранение русского языка, работа по подготовке педагогических кадров, полилингвальных учителей. Казанский университет – это лучшая химическая, математическая, лингвистическая, астрономическая, физическая школы, и известность этих великих научных школ простирается за границы России, отметил И. Хадиуллин.
«Казанский университет является главным в плане поддержки наших соотечественников за рубежом. 15 центров Института Каюма Насыри – по изучению родного татарского языка и, конечно, русского, нашего государственного языка, – мы открыли совместно с КФУ, в том числе за пределами Российской Федерации», – рассказал глава Минобрнауки РТ.
К поздравлениям присоединился председатель Совета ректоров вузов Нижегородской области и ПФО, президент Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Роман Стронгин.
«Пензенский государственный университет плотно сотрудничает с Казанским федеральным университетом. Мы стараемся активно использовать богатейшую материально-техническую базу, осуществляется активный обмен – научный и студенческий. Для нас, для страны в целом Казанский университет является флагманом высшего образования. Мы ориентируемся на КФУ, он во многом является примером», – рассказал в ходе общения с журналистами председатель Совета ректоров вузов Пензенской области, ректор Пензенского государственного университета Александр Гуляков.
КФУ и Казанский государственный медицинский университет связывает общая богатая история. О межвузовском сотрудничестве журналистам рассказал ректор КГМУ Алексей Созинов.
«Юбилей Казанского федерального университета – это юбилей национального масштаба, мы его воспринимаем как свой, тем более что Казанский медицинский университет только в 1930 году стал самостоятельным. А до этого времени он был отделением врачебных наук, медицинским факультетом Императорского Казанского университета. У нас очень большие связи – кадровые, программные, научные. Для здравоохранения, медицинского образования важно вовлечение студентов, ординаторов в доступность качественной медицинской помощи. У нас есть совместный грант, которым я очень горжусь, – транслокализация кампуса, когда мы часть образовательной программы выносим за пределы университета в Набережные Челны и Альметьевск. Мы это делаем совместно с Казанским федеральным университетом. Благодарен коллегам из Института фундаментальной медицины и биологии за то, что они поддержали нашу инициативу, и сейчас в этих городах часть студентов и ординаторов обучаются и работают – это новая модель образования, когда обучающийся является частью жизни медицинской организации», – отметил важность сотрудничества с КФУ ректор КГМУ.
Отметим, что на повестку собрания была вынесена тема «Взаимодействие университетов и общеобразовательных школ: опыт и развитие». Доклад «Естественно-научное образование в школе и проблемы подготовки инженерных классов в регионах» представил первый проректор КФУ Дмитрий Таюрский. Он рассказал, что благодаря поддержке руководства РТ был запущен проект «Физико-математический прорыв Республики Татарстан», в этом году стартовала его математическая часть. В «физическом прорыве» будет проведен ряд проектов, например, мобильный демонстрационный комплекс «Физика в экспериментах». Физика – это основа фундаментальных наук, но, к сожалению, говорит проректор, в школах, особенно удаленных населенных пунктов, возможности проведения экспериментов не так велики. В связи с этим предлагается на базе автобусов создать мобильный демонстрационный комплекс, который бы мог ездить по районам и знакомить школьников с наукой.
«Мы готовы тиражировать этот опыт на всю Российскую Федерацию», – заверил Таюрский.
Далее проректор по научной деятельности КФУ перешел к обсуждению проблем и вызовов, стоящих перед образованием и наукой, в частности, вопросов преподавания астрономии в школах, портрета современного обучающегося и др.