Еще 20 лет назад книги по фэншуй раскупались тиражами, а фигурки денежных лягушек были почти в каждом доме. Люди верили и продолжают верить, что гармония вокруг может привлечь богатство и удачу. Как трансформировалось древнее китайское учение, рассказала старший преподаватель кафедры китаеведения и азиатско-тихоокеанских исследований Института международных отношений, истории и востоковедения, директор Института Конфуция Казанского федерального университета с российской стороны Елена Нестеренко.
«Философия фэншуй (дословно "ветер и вода" – прим. ред.) строится на концепции гармонии между человеком и окружающей средой. И, что самое главное, в ее основе лежит идея о том, что все в мире состоит и пронизано энергией ци. Правильная организация пространства вокруг человека может способствовать свободному течению энергии. И если это сделать правильно, то это принесет удачу, здоровье и благополучие», – ввела в курс дела эксперт.
Но фэншуй не ограничивается лишь обустройством дома или рабочего места. Очень важным аспектом, отметила Елена Нестеренко, является выбор времени. Например, китайцы, исходя из правил учения, склонны подбирать благоприятные даты для значимых событий – заключения брака, рождения детей и т.д. Кроме этого, философия диктует цветовые гаммы и материалы, например, для мебели.
«Фэншуй – про взаимодействие с природой, например, учет природных элементов, их влияние на внутреннее состояние человека, а также важность позитивного мышления, гармонии с живым миром и с собой», – подчеркнула преподаватель ИМОИиВ.
Культура фэншуй покорила Запад в 90-е и со временем стала мировым трендом. Квартиры и рабочие пространства обставлялись для поиска энергии, а перед подписанием контрактов бизнесмены советовались с мастерами. В магазинах появились экзотические амулеты в виде черепах и лягушек. Восток стал новым модным течением, но в то же время ассоциировался с многовековой мудростью.
«Фэншуй остается популярным и сегодня, конечно, не в такой степени, как в 90-е и 00-е. Тогда действительно наблюдался бум. Одной из основных причин стала глобализация, то есть распространение информации, повышение интереса к китайской цивилизации. Люди это все исследовали и пытались для себя что-то перенять. В том числе повлиял и маркетинг. Продавалось очень много консультаций, книг, предметов интерьера, различных амулетов, оберегов. Идеи фэншуй простые, но при этом привлекательные, он обещает как бы улучшение качества жизни с помощью достаточно несложных манипуляций», – раскрыла суть феномена Е. Нестеренко.
Сейчас эта философия будто переживает перерождение. Люди хотят жить в светлом, лаконичном и минималистичном пространстве, где нет ничего лишнего. Пример тому – тренд на «расхламление» и разбор гардероба. Мы все так же впускаем свет, не перегружаем комнаты мебелью и отдаем предпочтение «уютным» материалам.
«Сегодня фэншуй тоже существует в разных направлениях, например в дизайне интерьера и архитектуре, многие дизайнеры учитывают его принципы при проектировании. Проводятся консультации, можно встретить массу онлайн-курсов и ресурсов, где можно ознакомиться с этой концепцией. В повседневной жизни многие люди исходя из феншуя до сих пор располагают предметы интерьера в доме, выбирают определенные цвета для пространства. Некоторые компании используют его принципы для организации рабочих мест, то есть фэншуй имеет еще небольшое влияние и на бизнес, так как часть людей полагают, что он может способствовать успеху», – комментирует директор Института Конфуция КФУ.
По мнению Елены Нестеренко, несмотря на спад популярности, концепция остается частью современной культуры.
«Возможно, у нас она русифицирована и где-то не полностью совпадает с китайской версией, потому что вся информация раньше добывалась через литературу по крупицам и все равно претерпевала какие-то изменения в процессе перехода из китайской культуры к нам. Концепция имеет свои особенности, но основополагающие принципы остались прежними», – заключила эксперт.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.
144