Статья ученых Института психологии и образования была опубликована на страницах международного научного журнала первого квартиля. На этот раз редколлегия журнала XLinguae, с 2011 года индексируемого в Scopus, заинтересовалась результатами исследования доцента кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, член-корреспондента Академии педагогических и социальных наук Евгении Шишовой.
Ее статья Psychological factors of successful foreign language acquisition посвящена исследованию внутренней заинтересованности учащегося в эффективности обучения неродным языкам и выявлению психологических факторов в процессе изучения иностранного языка.
Напомним, что проблема иноязычности одна из самых сложных и до сих пор мало изученных проблем. Основной вопрос, который не первый год задают педагоги: какие психологические особенности и способности учащегося необходимы для того, чтобы повысилась эффективность его обучения?
«В исследованиях прошлых лет уже были определены факторы, влияющие на успех овладения иностранным языком, в их числе общепедагогические и методические, общепсихологические и индивидуально-психологические. Причем первую пару стоит рассматривать в качестве внешних детерминантов учебной деятельности, а вторую как индивидуально-психологические факторы, создающие внутреннюю детерминацию учебной деятельности», - считает ученый.
Ученый провела эмпирическое исследование о представлении структуры способности к изучению неродного языка и пришла к выводу, что успех в овладении иностранным языком представляет собой систему взаимосвязанных компонентов.
«К ключевым компонентам успешного овладения иностранным языком можно отнести несколько факторов. Важно учитывать эмоциональное отношение учащегося к изучаемому языку. Не забываем мы и когнитивные компоненты, такие как память, внимание и личностные ориентации. Эффективность процесса овладения иностранным языком обеспечивается и качествами познавательной деятельности, такими как глубина, гибкость, убедительность, перспективность, аналитичность, уровень развития осознанности. Конечно, важную роль играют и личностные характеристики изучающего иностранный язык: его самооценка, уровень стремления к овладению языком, опыт успеха или неудачи, аспект экстра-интроверсии, уровень тревожности», - убеждена исследователь.
«Таким образом, - резюмирует автор статьи, - изучение иностранного языка определяется системой мотивов овладения и использования языка, основанной на сознательной потребности в овладении иностранным языком».