Государственная премия Республики Татарстан имени М.И.Махмутова в этом году присуждена двум представителям Казанского федерального университета. Соответствующий указ подписал накануне Президент РТ Рустам Минниханов.
В этом году госпремию получат заведующая кафедрой педагогики высшей школы Института психологии и образования Альфия Масалимова и директор лицея им.Н.И.Лобачевского Елена Скобельцына.
Традиционно церемония вручения будет приурочена к Международному дню учителя, который отмечается 5 октября.
Государственная премия Татарстана им.Махмутова учреждена в 2017 году для стимулирования научной и научно-методической деятельности педагогических работников и увековечения памяти выдающегося российского ученого-педагога и востоковеда, академика АН РТ и Российской академии образования, заслуженного деятеля науки РФ Мирзы Махмутова.
Премия присуждается педагогическим работникам образовательных организаций республики за значительные научно-методические и практические достижения в области дидактики, подготовки педагогических кадров и внедрение эффективных технологий в образовательный процесс.
Альфия Масалимова получила госпремию за разработку концепции корпоративной подготовки наставников.
«Начало моей профессиональной деятельности было связано с реализацией идей Мирзы Исмаиловича. Он еще в далеком 1976 году явился инициатором создания лаборатории наставничества, которая разрабатывала концепцию психолого-педагогической подготовки наставников. Учитывая неоценимый вклад Мирзы Исмаиловича в развитие этой идеи, а также тот факт, что моя докторская диссертация была посвящена корпоративной подготовке наставников, и то, что 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника, я решила развивать данную идею, с которой и выдвигалась на этот конкурс», – рассказала Альфия Масалимова.
По словам доктора педагогических наук, большинство исследований, посвященных проблеме наставничества, проводились в советский период, когда функционировало множество заводов, нуждавшихся в наставниках. Именно тогда ученые активно изучали данную проблематику.
«Именно в этот период Мирза Исмаилович создал в Институте профессионально-технической педагогики лабораторию наставничества, которая в соответствии с заданием Государственного комитета СССР по науке и технике с 1977 года разрабатывала и реализовывала концепцию психолого-педагогической подготовки наставников. Но с распадом СССР страна столкнулась с социально-экономическими проблемами, в результате которых были закрыты многие заводы и предприятия. Соответственно, интерес к исследованию проблемы наставничества был прерван. Исследования в области института наставничества, возродившегося в начале 2000-х, все же носили фрагментарный характер. С 2012 года мною разрабатывалась и реализовывалась концепция корпоративной подготовки наставников в условиях современного периода. Она отличается гибкостью, которая позволяет адаптировать ее основные положения с учетом динамично меняющихся социально-экономических, технико-технологических и иных условий», – пояснила Альфия Масалимова.
В свою очередь Елена Скобельцына убеждена, что присуждение Госпремии им.Махмутова – свидетельство признания заслуг не только ее педагогического труда, но и деятельности всего лицейского коллектива.
«Защищая наш проект, я представляла многолетний опыт Лицея им. Н.И.Лобачевского КФУ. Прежде всего, это признание заслуг каждого члена нашего коллектива», – подчеркнула она.
По словам Елены Скобельцыной, она представила опыт управления на основе синергетического эффекта: образовательный кластер «университет-школа».
«Мы представляли образовательное пространство, являющееся кластером: наш лицей и Институт психологии и образования, другие институты университета, а также Институт развития образования РТ – наш социальный партнер. В сотрудничестве все вместе мы готовим кадровый резерв для системы образования как республики, так и России», – отметила она.
По словам директора лицея, образовательных моделей «университет-школа» довольно много, однако такой модели, где бы полностью использовались ресурсы как университета, так и школы практически нет. В традиционных моделях система педагогического образования, формирование учителя нового поколения остается в стороне, а проект Лицея им. Н.И.Лобачевского качественно отличается в этом аспекте.
«В нашем лицее совместно с институтами Казанского университета мы разработали систему. Прежде всего, это создание общих образовательных программ, которые имеют сквозные модули. С нашими лицеистами работают представители институтов КФУ как в основном образовательном процессе, так и в системе внеурочной деятельности. Во-вторых, студенты всех институтов КФУ проходят на базе Лицея им. Н.И.Лобачевского педагогическую практику в статусе «студент – ассистент учителя». Они помогают нашим учителям решать их профессиональные задачи. В итоге наши практиканты выходят уже полноценными учителями, знают, как проводить пробные ЕГЭ, организовать ВПР, знают требования ФГОС и др.», – рассказала она.
«К слову, в настоящее время в нашем педагогическом коллективе трудятся 13 выпускников лицея и 3 выпускников институтов КФУ, которые в студенческие годы проходили практику в нашем лицее», - добавила Елена Скобельцына.