Ближайшее десятилетие (с 2018 по 2027 гг.) объявлены Президентом РФ «Десятилетием детства». В рамках этого общегосударственного проекта одним из главных событий года стала VII Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста».
В крупнейшем российском мероприятии, посвящённом педагогике и психологии детства, содержанию и организации дошкольного образования, принимает участие делегация из Казанского университета, возглавляемая ректором КФУ Ильшатом Рафкатовичем Гафуровым.
Среди участников конференции завкафедрой Института психологии и образования КФУ, член международного комитета конференции ЕССЕ 2018, доктор психологических наук Лариса Фаритовна Баянова и доцент кафедры педагогической психологии КФУ Евгения Олеговна Шишова.
Ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров стал ключевым спикером ЕССЕ 2018 и представил участникам пленарного заседания доклад «Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения раннего детства как вызов университетской науке».
Проблематика заявленного ректором КФУ доклада в процессе работы была значительно расширена, включив вопросы подготовки специалистов для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ в нашем университете как составной части проблемы психолого-педагогического сопровождения детства.
Ректор КФУ напомнил, что сегодня в КФУ обучается порядка 9 тысяч будущих педагогов, доля которых составляет 16 процентов от общей численности студентов. При этом, уверен ректор, качественная подготовка педагогов невозможна без серьезной научно-исследовательской работы. В связи с этим университет заинтересован в подготовке востребованных специалистов, отвечающих вызовам современности.
— Помимо существующих трех базовых моделей подготовки учителей – традиционной, распределённой и интегрированной – с предстоящего года стартует апробация дуальной модели подготовки, когда, начиная с третьего курса, будущий учитель значительную часть времени (около двух дней в неделю) проводит в специально подобранной школе (в основном это наши лицеи). Там он осуществляет функции ассистента опытного педагога и развивает практические компетенции.
По словам ректора КФУ, сегодня в структуре Казанского университета создана обширная инфраструктура апробации технологий педагогического образования. Что дает возможность создания полного цикла, включающего в себя образование, научные исследования и быстрый трансфер их результатов, как в школьную практику, так и в высшее образование.
Говоря о конкретных результатах, полученных исследователями дошкольного детства в Казанском университете, Ильшат Рафкатович отметил, что в рамках исследования, поддержанного грантом Российского гуманитарного научного фонда, удалось выявить и описать уровни взаимодействия ребенка дошкольного возраста с правилами, регулирующими его поведение. Кстати, результаты этих исследований были опубликованы в одном из ведущих британских изданий «Европейский научно-исследовательский журнал дошкольного образования». Стоит отметить, ряд работ проводится совместно с учеными факультета психологии МГУ.
– Московским и казанским коллегам удалось адаптировать американские тесты на выборке российских детей, в результате чего у нас появились нейропсихологические методики диагностики регуляции детского поведения.
Ректор Казанского университета озвучил в своем докладе и проблему взаимодействия ребенка и виртуальной среды. Как путь оптимизации им было предложено создание альтернативных сайтов и порталов для образовательных и воспитательных целей.
– В рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» ученые Казанского университета разработали и реализовали проект «Живые сказки», направленный на обучение дошкольников русскому языку. Изначально проект разрабатывался для детей русского зарубежья. Сейчас русскому языку по виртуальной программе «Живые сказки» обучаются несколько тысяч детей и в России.
Понимая, что именно дошкольный возраст является самым продуктивным в развитии многих базовых компетенций, мы ведём активную работу по созданию телевизионной платформы для дошкольников по изучению родного татарского языка (УЕН ТВ). Эта платформа будет открыта на портале Казанского университета, где в открытом доступе мы планируем размещать анимационные материалы для методического сопровождения известной для многих в этом зале программы «От рождения до школы».
В качестве еще одного глобального вызова для мира детства, выступает массовая миграция, которая актуализирует повестку полилингвальности. В Казанском университете при поддержке фонда Владимира Потанина разработана и реализуется магистерская программа «Мультилингвальные технологии раннего развития детей».
Свой доклад о проблемах оценки качества билингвальной образовательной среды раннего детства представила на конференции доцент кафедры педагогической психологии КФУ Евгения Олеговна Шишова. Она отметила, что сегодня нужен педагог, способный проектировать многоязычную образовательную среду, способный к тонкому анализу этой среды и выстраиванию зоны ближайшего развития для детей.
В завершении своего выступления ректор КФУ подчеркнул значимость современного российского многопрофильного университета в исследовании актуальных психолого-педагогических проблем, в том числе в области раннего детства.
– Уверен, – заявил Ильшат Рафкатович, – что уникальные условия для междисциплинарного взаимодействия и интеграции представителей самых разных наук в рамках одной административной, финансовой, лабораторной, ресурсной системы единого университета открывают реальные возможности для прорывных исследований, для более глубокого познания интеллектуальных, психических, физических и других особенностей развития детей, что особенно важно в условиях быстро меняющегося мира.
Справка
Инициатором и организатором научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE) была Московская педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО).
С тех пор Конференция проходит в Москве ежегодно и заслуженно является одним из ключевых событий в области дошкольного образования современной России.
С каждым годом Конференция становится все масштабнее: в VI-й Конференции в 2017 году приняли участие ведущие специалисты из 75 регионов России.
Расширяется и международное присутствие: так, если I-ю Конференцию в 2011 году посетили участники из 7 государств, то в VI-й Конференции в 2017 году приняли участие специалисты из 35 стран.
С первого дня Конференция поддерживается Общественной палатой Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Всемирным банком. С 2015 года соорганизатором Конференции является МГУ имени М.В.Ломоносова, что вывело Конференцию на качественно новый уровень.
Конференция ECCE-2018 проходит под эгидой ЮНЕСКО, входит в План мероприятий Евразийской ассоциации университетов, входит в План мероприятий, посвященных Году культуры в Содружестве Независимых Государств.