19 ноября 2020 г. в МГУ имени М.В.Ломоносова стартовал Международный форум «Университетское образование сегодня и завтра».
Мероприятие было принято решение провести в онлайн-формате. Организаторами конференции выступили Российский Союз ректоров и Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.
Данный Форум стал площадкой для дискуссии в части новых направлений развития фундаментального образования, воспитательных траектории в университетской корпорации, а также роли научно-образовательных консорциумов «Вернадский» в развитии регионов.
В обсуждении когнитивных моделей образовательных технологий в цифровом мире принял участие ректор Казанского федерального университета, академик РАО Ильшат Гафуров.
Ведущими данной панельной дискуссии выступили президент Российской академии образования, президент Российского психологического общества Юрий Зинченко и академик РАН, доктор медицинских наук директор Института перспективных исследований мозга МГУ Константин Анохин.
В своем выступлении ректор КФУ отметил, что в настоящее время наблюдается существенный рост числа исследований, обращенных к тематике когнитивных процессов. Есть спрос и со стороны образовательной практики на выработку более эффективных инструментов обучения.
«К сожалению, образовательная практика до настоящего момента не смогла стать в полной мере доказательной. В отличие, например, от медицины, где выработаны четкие, научно обоснованные протоколы лечения тех или иных заболеваний, а практикующие врачи достаточно активно вовлечены в клинический исследовательский процесс», - пояснил Ильшат Гафуров.
По мнению ректора, в образовании проводится крайне мало прикладных исследований, которые могли бы дать достоверный результат, при этом сами преподаватели больше сфокусированы на своей предметной области и зачастую слабо рефлексируют на тему педагогической практики.
«Поэтому мы считаем важными, - подчеркнул Гафуров, - российские инициативы по созданию университетских консорциумов доказательной политики в сфере образования, а также формирование специальных университетских структур, занимающихся изучением и совершенствованием учебного процесса».
В КФУ, например, такой структурой является Институт передовых образовательных технологий.
Сегодня образовательная практика пытается найти ресурс роста своей эффективности в двух основных областях – в когнитивных исследованиях, которые становится своеобразным «мостиком» для образования в мир нейронауки, и в применении искусственного интеллекта, который базируется на исследованиях больших данных. Первые, безусловно, снабжают сегодня как преподавателей, так и учащихся существенным набором инструментов для повышения эффективности познавательной деятельности.
Ильшат Гафуров выразил мнение, что они должны уметь рефлексировать свою познавательную активность и осваивать различные техники обработки информации. В этой связи он предложил рассмотреть вынесение теории познания в старшей школе в отдельную предметную область, как это, например, сделано в программах международного бакалавриата.
Ректор КФУ напомнил о том, что в Казанском университете с текущего года под руководством известного методолога Петра Щедровицкого в рамках обширной программы новых проектов в сфере образования трансформировали традиционный курс философии, который читается во всех институтах университета, в курс «технологии мышления». Фактически он перестал быть простым изложением биографии философов, а стал строиться вокруг философских концепций и прикладной этики. Практической частью курса становятся кейсы и упражнения, которые помогают студентам отработать навыки работы с аргументами и сложными текстами.
Смежным проектом стало исследование по разработке инструментария измерения и оценки уровня сформированности когнитивных навыков студентов, проводившееся на базе Казанского федерального университета в течение 2019-2020 годов.
«В настоящее время нами рассматривается возможность включения инструментария измерения и оценки уровня сформированности когнитивных навыков студентов как составной части методологии оценки компетентностного профиля выпускника КФУ», - сообщил Ильшат Гафуров.
Важным фактором, по его словам, является возможность обеспечения высокого уровня поведенческой и когнитивной вовлеченности студентов в учебный процесс.
Также ректор рассказал о проекте по созданию модуля непрерывной оценки вовлеченности студентов через анализ положения студента в кадре, его мимики и жестов, инициированном с компанией Экзамус.
«Данные наших социологических опросов студентов и преподавателей показывают, насколько важна поддерживающая функция университета в условиях дистанционной работы», - заметил И.Гафуров.
И действительно, присутствие университета в цифровом информационном поле, создание избыточной учебной среды, насыщенной онлайн курсами, отобранными цифровыми ресурсами, дистанционной коммуникацией со студентами, обеспечивающей регулярную доступность преподавателя, - очень важно на сегодняшний день. Именно такая проактивная позиция университета должна позволить студентам чувствовать себя включенными и вовлеченными в учебный процесс.
В завершение ректор Казанского университета выразил уверенность в том, что практика КФУ будет полезна коллегам, представляющим российское академическое сообщество. Университет готов делиться опытом и продолжать развитие сотрудничества в актуальных сегодня направлениях когнитивной науки и практики.