Конкурс на соискание именных стипендий мэра Казани проводится ежегодно и поощряет лучших из лучших студентов и аспирантов. По условиям отбора, который проходит в несколько этапов, опираясь на итоги учебной и научно-исследовательской работы за учебный год, победители получают не только денежное поощрение, но и свою минуту славы.
«Стало доброй традицией, провожая год, подводить итоги конкурса на именные стипендию мэра города Казани. И сам мэр, и место проведения придают церемонии особую торжественность. Сегодня мы с ректорами сидели и завидовали вам. Поскольку эту награду вы с гордостью пронесете через всю жизнь и сохраните в семейном архиве. Награда, особенно такая – это признание заслуг, знак того, что руководитель видит ваш труд. Отдельно я хочу сказать спасибо Ильсуру Раисовичу (Метшину, мэру г. Казани – прим. ред.) за создание благоприятной атмосферы в городе, это становится нашим хорошим конкурентным преимуществом и привлекает все больше талантливых абитуриентов в университеты Казани», - отметил ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров.
Ежегодный конкурс студенческих и аспирантских работ на соискание именных стипендий проводится с 1994 года. В 2003 году в целях поддержки творчески одаренных детей были учреждены именные стипендии для учащихся детских музыкальных и художественных школ. Для аспирантов сумма финансового поощрения составляет 30 000 рублей, студенты получают из рук председателя Совета ректоров РТ и мэра Казани по 20 000 рублей, а школьники по 10 000.
«Сегодня в зале собралась интеллектуальная элита города. Я смело могу вас называть именно так, хотя верю, что самые большие открытия у вас еще впереди. Присуждение стипендии – это не только награда, это наш знак доверия, и победители, которых я вижу, укрепляют мою веру в будущее города. Впереди Новый год, и пусть он будет еще более результативным. С праздником, с наступающим Новым годом!», - сказал мэр г. Казань Ильсур Раисович Метшин.
Понятно, что количество заявок превышает емкость стипендиальной программы. Так, например, в этом году на рассмотрение комиссии была подана 221 работа, 71 из которых прошла в очный тур по двум секциям: социально-гуманитарных и технических и естественных наук. Победители – 38 человек, среди которых: 16 аспирантов, 20 студентов высших учебных заведений и два студента колледжа. Радует, что треть награжденных сегодня – это аспиранты и студенты Казанского университета. Вот их имена. Студенты:
- Боровкова Галина Алексеевна - Оценка благоустройства общественных пространств города Казани;
- Колесникова Анастасия Олеговна - Аномальное [2+2+2] - циклоприсоединение высоконапряженного квадрициклана к дицианобензохинону;
- Мандик Егор Владимирович - Разработка гибридной системы ультразвукового и механического прибора для высокоэффективной индивидуальной гигиены полости рта;
- Хатмуллина Айсылу Ильдаровна - Плазменная модификация поверхностных слоев керамических форм, используемых для отливок титана для предотвращения образования альфированного слоя.
И аспиранты:
- Ахмадеев Булат Салаватович - Синтез биофункциональных наночастиц на основе комплексов гадолиния с органическими и неорганическими лигандами;
- Мусабирова Гузель Салаватовна - Установление пространственной структуры статиновой в комплексе с мицеллами додецилфосфохолина методами спектроскопии ядерного магнитного резонанса;
- Назарычев Сергей Александрович - Оптимизация сжигания углеводородного топлива в котельных установках г.Казань;
- Салихова Талия Илшатовна - Разработка инновационного биологически активного пептидного препарата для медицины и фармацевтики;
- Шарафутдинов Иршад Султанович - Энхансеры антибиотиков в отношении грамположительных бактерий, ассоциированных с биопленкой.
Это, безусловно, высокая оценка достижений и возможностей КФУ как в вопросе привлечении талантливых молодых людей и девушек, так и в их подготовке.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что с каждым годом количественные и качественные показатели конкурса растут. Конкурс перерастает из научно-популярного в научный, где появляются работы, достойные внимания крупных исследователей на российском и международном уровне.