В 2016 году ректор КФУ Ильшат Рафкатовича Гафуров получил звание члена-корреспондента Российской академии образования. Подобное признание связано с успехами в формировании Казанского федерального университета как крупного международного научного центра – в частности, в области педагогического образования. Особую роль в этом процессе занимает стратегия университета, направленная на интеграцию цифровых технологий и объединение с их помощью всей системы подготовки кадров, научных исследований и трансфера технологий.
Документ, предложенный сегодня, 17 октября, на рассмотрение академиков, разработан в соответствии с Программой «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой ключевым условием совершенствования системы образования является согласованная работа структур и механизмов общего, профессионального, дополнительного образования в интересах цифровой экономики, формирования профессиональной траектории развития и аттестации компетенций для цифровой экономики.
В этом ключе опыт Казанского университета хорошо вписывается в общую концепцию, обсуждение компетенций которой проходило сегодня в Москве. Центральной частью заседания Российской академии образования стало сообщение Александра Михайловича Кондакова, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук.
«В условиях интенсивного развития информационного общества государство и бизнес, научное и образовательное сообщество стоят перед необходимостью согласованного определения единой системы требований к общему, профессиональному и дополнительному образованию по формированию, непрерывному и преемственному наращиванию компетенций цифровой экономики в течение всей жизни человека, необходимых для его успешной, продуктивной и ответственной деятельности», - отметил эксперт.
Кроме того, в сообщении раскрывались вопросы отношения к труду в цифровой экономике, анализ отечественных и зарубежных концепций и моделей компетенций, понятие «базовой модели компетенций цифровой экономики», требования к структуре базовых и профессиональных компетенций, требования к системам базовых и профессиональных компетенций цифровой экономики, требования к условиям непрерывного и преемственного развития базовых компетенций.
Таким образом, предложенная экспертом концепция является планово-прогнозным документом разработки государственных и региональных программ социально-экономического развития, крупных бизнес-проектов. Базовая модель компетенций цифровой экономики устанавливает понятные единые правила деятельности в области развития компетенций. Она является основой целостного пространства формирования и развития компетенций, информационно открытого для всех граждан России, что позволяет им в течение всей жизни выявлять дефициты собственных компетенций, сознательно определять и планомерно развивать персональные профили компетенций в соответствие с видом деятельности и жизненными планами.