Создание условий для раскрытия индивидуальных способностей студентов, используя современные методы, средства, формы обучения, в том числе дистанционные – является одной из приоритетных задач Казанского федерального университета. Траектория развития образования показывает, что в арсенале будущего педагога есть огромное количество способов реализации поставленной задачи, в том числе с использованием электронных и цифровых образовательных ресурсов. Больше того, смело можно утверждать, что они стали важнейшей составляющей всех направлений деятельности современного учителя. На сегодняшний день можно часто услышать ставшие уже привычными аббревиатуры ЭОР и ЦОР - электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные технологии. Для кого-то использование их в практике преподавания и воспитания - личная потребность, для кого-то - выполнение требования администрации, веяний модернизации образования. Тем не менее, как показывает опыт, полноценное внедрение цифровых образовательных ресурсов с их встраиванием в учебный процесс позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, объективно оценивать качество восприятия предмета, обеспечивать построение траектории развития индивидуальных способностей студента или школьника и, как результат, делать собственные открытия.
«Школы нашего региона ощущают нехватку учителей, компетентных в данной сфере. Имея цель положительно повлиять на данную ситуацию, в КФУ были разработаны тысячи образовательных ресурсов. Часть из них лишь предстоит использовать в образовательном процессе. Также в начале года в университете было закуплено новое оборудование. За последние месяцы мы записали более ста рабочих курсов. Это побудило пересмотреть наши действия» - подчеркнул актуальность рассматриваемой темы директор Института психологии и образования КФУ Айдар Минимансурович Калимуллин.
После вступительных слов директора института опытом поделились специалисты ИПиО. Основные темы докладов коснулись знакомства с электронными платформами и использования инновационных образовательных технологий в практике института. Как отметил ректор КФУ, онлайн-программы - не новинка для Казанского федерального университета. Современная реальность такова, что педагогическая деятельность всё глубже погружается в процесс использования данных методик, ведь возможности цифровых ресурсов не ограничиваются подготовкой и проведением урока. Данные программы являются внеурочной, методической, воспитательной деятельностью, способом представления личного портфолио, доступ к которому должен быть максимально открытым.
«Для продуктивной работы преподавателю важно систематизировать все авторские, свободные к доступу ресурсы, чтобы подготовка к уроку, к выступлению была максимально упрощена и при этом обязательно существовала возможность постоянного обновления информации», - отметил Ильшат Рафкатович Гафуров.
Продолжив тему развития цифровых образовательных ресурсов, Айдар Манимансурович Калимуллин напомнил коллегам, что специалистам Института психологии и образования КФУ предстоит выяснить, какая онлайн-платформа более предпочтительна для подготовки педагогов и психологов на программах бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Для достижения данной цели к исследованиям будут привлечены коллеги из других институтов и образовательных организаций. Полученные результаты станут основой для новых научных статей.
Стоит отметить, что использование онлайн-платформ будет активно развиваться не только специалистами в сфере педагогики и психологии, но и найдёт своё место в научно-образовательной деятельности всех институтов университета.
«Развитие онлайн-технологий позволило нам открыть новую эпоху развития образования. По своей значимости данный феномен можно сравнить с созданием Иоаном Гутенбергом первого способа книгопечатания. Теперь нам совместно предстоит решить множество задач, таких как создание качественного контента»,-отметил проректор по образовательной деятельности Дмитрий Альбертович Таюрский.
Однако видение качественного контента для онлайн-платформ КФУ может отличаться среди представителей институтов. Чтобы было легче прийти к единому мнению, ректор университета озвучил новое поручение. Каждому институту университета до 1 февраля 2019 года необходимо составить перечень рекомендаций по развитию цифрового контента образовательных программ. По результатам состоявшегося ректорского семинара пройдёт цикл конференций и встреч, где профессорско-преподавательский состав вуза поближе познакомится с деталями использования цифровых технологий.