Главная тема форума, сформулированная на пленарном заседании как «Роль ООН и ЮНЕСКО в сохранении культурного разнообразия человечества как императива гуманитарной безопасности и устойчивого развития», за время форума была раскрыта. Три дня активного диалога и торжественных мероприятий, связанных, в том числе, с открытием нового музея на острове Свияжск, а также с посещением древнего города Болгар, завершаются сегодня в Представительском корпусе Казанского Кремля.
На торжественном заседании Государственный советник Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев отметил особую роль Татарстана в истории страны и мира, а также подчеркнул, что каждый сегодня несет ответственность перед будущими поколениями. Началось же мероприятие с презентации книги «От души – для души», в которой собраны избранные интервью и выступления Минтимера Шариповича как Первого Президента Республики Татарстан, Специального посланника ЮНЕСКО по межкультурному диалогу. Книга состоит из трех частей, каждая из которых завершается красочными фотографиями. Составитель и руководитель проекта – Нурсюя Нурулловна Шайдуллина. Это уже не первый сборник выступлений и публикаций. Характерно, что новая книга издана на трех языках, подтверждая единство слово и дела в вопросе укрепления межкультурного диалога.
Далее на заседании, посвящённом итогам форума «Межкультурный диалог», основные спикеры расставили акценты и обсудили проект резолюции. В частности, особое внимание было уделено формированию атмосферы дружбы и мирного сосуществования представителей разных культур, народов и религий на одной территории.
Казанский университет в этом процессе всегда занимал особое место. В частности, в тесной интеграции с республикой вуз принимал самое активное участие в реализации всех стратегических программ и проектов, в том числе и по включению исторических памятников Татарстана в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня работы по сохранению объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, наряду с другими социогуманитарными исследованиями, входят в число приоритетных направления развития КФУ.
«С моей точки зрения, участие в программе фонда «Возрождение» дало возможность учёным университета проявить свои лучшие качества и выявить внутренние резервы, работая на стыке целого ряда дисциплин: археологии, палеонтологии, геологии, генетики, материаловедения и других, с привлечением новейших методов анализа полученного материала – физико-химических, биологических, компьютерного моделирования, аэрокосмического зондирования, методов виртуальной и дополненной реальности», - заявил ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров.
Роль университета в этом большом деле подчеркнул и Государственный советник Татарстана. При этом отмечалось, что Татарстан никогда бы не стал таким, как сейчас, без Казанского университета.
«Было очень дальновидно создать в Казани самый восточный университет в Российской Империи. Выдающиеся открытия были сделаны здесь. 19 лет ректором был великий Лобачевский. Эффект, используемый в МРТ, был открыт именно здесь. Бутлеров, Завойский и много других выдающихся людей вышло из Казанского университета, и мы рады, что сейчас его возглавляет ученый, опытный управленец, проработавший в Елабуге. Человек от земли, знающий, что университет должен двигаться, а ни в коем случае не «застаиваться». Сейчас университет возрождается в новом виде, побеждая в международной конкуренции. Приобретаются новые здания, и в этом получая поддержку республики», - отметил Минтимер Шарипович Шаймиев.
Закономерно, что важным показателем уровня развития Казанского университета в вопросах, озвученных в ходе форума, является повышение его конкурентоспособности в мире и как результат улучшение позиций в международных академических рейтингах. Особенно уверенное продвижение заметно в гуманитарных предметных рейтингах, таких, как «Образование» (201-250 в QS (второе место по РФ), «Лингвистика» (101-150 в QS (третье место по РФ), «Археология» (151-200 в QS (второе место по РФ), «Гуманитарные науки и искусства» (281 в QS (четвертое место по РФ), 201-250 в THE (4-5 место по РФ) и некоторых других. Это говорит о роли исследователей университета в деле формирования межкультурного диалога.
Дружба и взаимопонимание между народами и религиями здесь, в Татарстане, кажутся вполне обыденными, вместе с тем, в мире это скорее исключение, чем правило. Очевидно, причины проблем, связанных с ростом конфликтов в разных концах земного шара, с постоянной террористической угрозой, о которой еще 30 лет назад невозможно было подумать, прежде всего, связаны не с самой глобализацией, которая, точно так же как научно-технический прогресс, так или иначе будет идти по нарастающей. Самая главная проблема заключается в том, насколько мы готовы к этим изменениям в нашей жизни. Насколько мы сами готовы воспринимать людей иной национальности, вероисповедания, иной культуры? Воспринимать их такими, какие они есть. Именно здесь возрастает роль системы образования, так как представители академического сообщества призваны научить людей, привить им понимание и восприятие представителей других культур.
«Достаточно давно, лет примерно 20 назад, во время выступления в Соединенных Штатах на одном из круглых столов, устроенных Институтом политических исследований, мне был задан вопрос: как вы воспринимаете демократические ценности и возможное их распространение в исламском мире? На что я ответил: наверное, это возможно, но не сейчас. По одной простой причине – подавляющая часть населения данных регионов к этому не готова. И тогда я привёл аналогию с зерном, которое можно посадить в почву, но ждать всходов можно только тогда, когда почва готова. В иных случаях урожая ждать не приходится», - сказал Ильшат Рафкатович Гафуров.
Так и происходит. Попытки ряда западных держав с длительной демократической историей распространить собственные ценности на другие территории вызывают достаточно жёсткое отторжение, потому что носители иных культур к этому не готовы. Просветительскую роль должны сыграть учебные заведения, причем разного уровня, от начальных и средних школ до вузов. При этом на вузы и научные центры, особенно на их гуманитарный сегмент, ложится непростая миссия по разработке методик обучения и адаптации. В этой связи КФУ занимает особую роль в регионе. Казанский федеральный университет – достаточно большой по масштабам России вуз, где обучается более 44 тысяч студентов практически по всем предметным областям, среди которых около семи тысяч представителей более 90 стран мира. В процессе обучения, а также в ходе внеаудиторной работы с иностранными студентами, практически с первого дня их поступления в университет, применяются самые современные методики и технологии по адаптации. Многие из таких программ разрабатываются в КФУ, специально с учетом культурных различий Татарстана и России с теми регионами, откуда прибывают зарубежные студенты. Кроме того, регулярно проводятся различные мероприятия, например Дни стран, откуда родом иностранные воспитанники КФУ, в рамках которых ребята рассказывают о своей культуре, своём быте, о своём видении мировых событий. Студенты устраивают концерты, готовят праздничные угощения из своей национальной кухни. Таким образом, эти площадки служат установлению большего взаимопонимания между молодёжью разных стран и культур.
А сосредоточена работа по выстраиванию межкультурных коммуникаций в двух профильных институтах КФУ: Институт филологии и межкультурной коммуникации наладил взаимообогащающее изучение наследия русских, татарских и зарубежных культурных источников, а в Институте международных отношений студенты изучают 24 иностранных языка, а также культуру, историю и политическую систему стран на них говорящих. Там же создан Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования, который помимо образовательной и исследовательской деятельности обеспечивает взаимодействие религиозных и светских институтов для реализации государственной политики в сфере межконфессиональных и межэтнических отношений. Сегодня в ИМО совместно с Институтом востоковедения РАН создаётся Ситуационный центр для оперативного мониторинга, анализа и оценки ситуации в мусульманском сообществе, обучению студентов основам аналитическо-информационной работы, моделированию и осмыслению происходящих процессов. Многие из этих проектов стали возможны благодаря работе фонда «Возрождение» и лично Минтимера Шариповича Шаймиева.
«Наследием участия КФУ в проектах фонда «Возрождение» стала новая научно-методическая база в проведении исследований, формирование новых образовательных курсов и подготовка специалистов международного уровня в области сохранения памятников культуры. Я благодарю моего учителя, первого Президента Республики Татарстан Минтимера Шариповича за возможность сотрудникам университета быть причастными к этому большому проекту. Ведь самое главное - любому человеку, а ученым в особенности, быть востребованным, а данный проект многим моим коллегам дал такую возможность. Дал возможность быть и востребованным, и оцененным», - отметил, завершая свое выступление Ильшат Рафкатович Гафуров.
Именно в этой парадигме в заключительный день работы Форума состоялось открытие нового проекта Казанского федерального университета и фонда «Возрождение», при поддержке Российской ассоциации содействия ООН и Московского государственного института международных отношений – Казанской Молодёжной модели ЮНЕСКО. Это синтез ролевой игры и международной конференции, в ходе которой студенты в течение нескольких дней воспроизводят работу реальных комитетов ЮНЕСКО, выступая в качестве официальных представителей стран-членов этой организации. Проект призван содействовать подготовке молодых специалистов, которые стремятся стать активной частью гражданского и научного общества. Для реализации этой цели в рамках проекта разработана программа, которая включает в себя теоретическую подготовку участников по различным актуальным проблемам современности, серию подготовительных тренингов, практическую работу в рамках сессий Модели ЮНЕСКО, а также обширную культурную программу.
Модель направлена на формирование навыков гражданственности, эффективной коммуникации, международной молодёжной дипломатии и работы в условиях глобализации. Принимая участие в подобных мероприятиях, студенты и школьники расширяют свои горизонты: в рамках Модели не только проводятся жаркие дебаты, но и рождается взаимопонимание, образуется дружба между будущими профессионалами в области культуры, образования, науки, коммуникации и информации.
В качестве подтверждением добрых намерений и продолжения динамичного движения вперед, перед почетными гостями и участниками форума были подписаны два соглашения: между Казанским федеральным университетом и Международным институтом центральноазиатских исследований, а также КФУ и Федеральным агентством по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству. Первое предполагает возможность участия в международных проектах и грантах, направленных на развитие научного взаимодействия с представителями стран и научных организаций региона. Второе соглашение, помимо прочего, расширяет возможности для иностранных студентов поступать в Казанский университет.