C 27 октября по 2 ноября 2019 года группа преподавателей Набережночелнинского института Казанского федерального университета вместе со специалистами центра лечебной педагогики «Чудо-дети», академии развития для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей «Александрийский сад», автономной некоммерческой организации «Центр поддержки детей инвалидов и их семей «Планета Добра» приняли участие в бенчмаркинг-практике «Информальные технологии инклюзивного образования» в Австрии.
Инклюзивное образование является одним из актуальных и стратегических направлений государственной политики Российской Федерации. Большое количество образовательных организаций имеют опыт деятельности, который позволяет развивать инклюзивные образовательные практики в регионах России.
Проект бенчмаркинг-практики является инновационным проектом повышения квалификации международного института интеллектуальных интеграций (Institut fuer intellektuelle Integration, г.Вена, Австрия). Международная программа для специалистов из Татарстана включала лекции, интерактивы, навигационные семинары, бенчмаркинг-практики и воркшопы и завершалась сертификацией.
В рамках проекта прошла встреча с компетентными экспертами в области инклюзивного образования Австрии, Ирландии и Словакии, с профессорами Венского государственного университета и Высшей педагогической школой Верхней Австрии. Руководитель проекта – генеральный директор Института интеллектуальных интеграций, наш соотечественник, Prof.PhD.Dipl.Ing. Oscar Raif.Riabov.
Участники проекта встретились с австрийскими коллегами Европейского Агентства по особым потребностям и инклюзивному образованию, научным лидером исследований синдрома диссинхронии Prof. Dr.Sc.Dr.Sc. Irene Sibgatullina (директор международных программ науки, образования и культуры Института интеллектуальных интеграций), познакомились с работой ведущих австрийских экспертов в информальных технологиях социальной работы, общего и инклюзивного образования Австрии (Prof. Dr. Gottfried Biewer, UW) и Ирландии (Helen Sveceny, PhD NUI), а также с научными технологиями и практиками инклюзии в Словакии (Prof. Paed Dr. Alica Vančová, CSc.). Практический опыт был представлен «погружением» в лечебно-педагогическую работу методом лечебной эвритмии (Fr. Ilse Luger Hönig) и хирофонетики (Fr. Natalia Kharitonova), педагогической практикой легендарного австрийского Steiner-педагога Fr. Sieglinde Wendt в Paracelsus-Schule и директора «Школы для жизни» Fr. Manuella Radauer.
По мнению зарубежных коллег, российским специалистам непросто было за короткий срок освоить технологические принципы и динамичность бенчмаркинга, возникали дискуссии вокруг темы информального (неформального, задающего вектор познания своих возможностей и границ) подхода к повышению квалификации. Подобная форма предполагает персональную активность специалиста и «уход» от аудиторного восприятия материала, волевые усилия по переработке аналитики, проявление лингвистических и предметных компетенций. Не менее полугода года уходит обычно на освоение подобных форм повышения квалификации. Татарстанцы справились с этим за неделю. Но и много общего специалисты смогли обсудить на зарубежных встречах, например, опыт применения в инклюзии свечных мастерских, контактной терапии с животными, лечебной эвритмии, речевой терапии, использование в инклюзии интернатных форм, резонансного сотворчества, то есть всего того, что позволяет разнообразить работу реабилитационных центров для детей с особыми образовательными потребностями.
Активное профессиональное сотрудничество Набережночелнинского института Казанского федерального университета с Институтом интеллектуальных интеграций (г.Вена, Австрия), взаимодействие с татарстанскими соотечественниками в Австрии - Prof.PhD. Oscar Raif. Riabov и Prof. Dr.Dr.Sc. Irene Sibgatullina - дало возможность профессионального развития в познании эффективных практик, расширения сети международных профессиональных контактов. Теперь в городах Набережные Челны и Елабуга есть специалисты, имеющие уникальный опыт в области информальных технологий с международной сертификацией.