Университет активно участвовал в Проекте 5-100, инициированном Правительством РФ несколько лет назад. Казанскому университету удалось реализовать поставленные цели: вуз смог не только войти в рейтинг лучших университетов мира по версии Times Higher Education, но и занять в предметном рейтинге «Образование» 90-ю позицию в мире и 1-е место в России.
КФУ сумел за семь лет реализации проекта вывести инфраструктуру педагогического образования на уровень лучших мировых университетов, повысить значимость научных исследований, заметно улучшить свою международную репутацию.
Особо надо отметить поддержку ректора Ильшата Гафурова, увидевшего в 2013 году большой потенциал и социальную значимость педагогического образования. Заметный вклад в развитие новой системы подготовки учителей внесли многие институты КФУ, и прежде всего в роли координатора – Институт психологии и образования.
По мнению директора ИПО, руководителя САЕ «Учитель XXI века» Айдара Калимуллина, следует отметить новации в системе педагогического образования, реализованные в Институте психологии и образования, а также значительные достижения коллег-педагогов из Елабужского института и Института филологии и межкультурной коммуникации:
«Мы достигли лучшего показателя за всю современную историю российского образования, заняв столь высокую строчку в предметном рейтинге. Модель организации образовательного процесса и наши новые педагогические проекты и инициативы весьма востребованы, актуальны и соразмерны мировым трендам. Все без исключения ученые, преподаватели, сотрудники всего нашего университета напряженно работали в течение года на повышение эффективности подготовки учителей».
Январь
Новый год начался для ученых ИПО с хороших новостей: РФФИ поддержал грантом исследование «Система Я и ментальной регуляции психических состояний», проводимое под руководством профессора кафедры общей психологии Александра Прохорова. Это один из девяти проектов, поддержанных грантом. Благодаря повышению качества исследований, а также перспективным тематикам ученые ИПО получили весомую поддержку своих исследований.
Февраль
В КФУ традиционно прошла Международная зимняя школа по психологии состояний. Конференция в 14-й раз стала площадкой для старта научной деятельности молодых ученых, которые в будущем сформируют сообщество ученых-психологов Татарстана и России.
В рамках институционального научно-образовательного проекта института «Академический диалог» отдел научной и международной деятельности, а также кафедра педагогики высшей школы института организовали и провели двухдневный цикл семинаров для молодых исследователей в области образования.
Март
Издательство Оксфордского университета опубликовало энциклопедию, одну из глав которой написали профессора ИПО. Это стало признанием глубины и важности исследований ученых Казанского университета на международном уровне.
Предложение от Oxford University Press написать главу о педагогическом образовании в России поступило Р.Валеевой и А.Калимуллину весной 2018 года. В декабре 2019 года вышла онлайн-версия Оксфордской энциклопедии по педагогическому образованию, а накануне 8 марта издательство Oxford University Press уведомило авторов главы Teacher Education in Russia о публикации печатной версии книги.
Это результат активного сотрудничества наших ученых с зарубежными коллегами. С 2016 года ученые Института психологии и образования Казанского университета включены в ряд международных проектов, в том числе по сравнительным исследованиям в области развития педагогического образования в различных странах, инициированный исследователями из Оксфордского университета.
В марте стали известны результаты всемирного рейтинга университетов QS World University Rankings, который ежегодно публикуется британской компанией Quacquarelli Symonds (QS), специализирующейся на образовании и обучении за рубежом. Казанский федеральный университет укрепил свои позиции в предметной области «Образование», войдя в топ-250 лучших вузов мира. Всего три российских университета вошли в рейтинг QS: в топ-150 вошла Высшая школа экономики, в топ-200 - Московский государственный университет, и в топ-250 - КФУ.
Аналитический центр «Эксперт» подвел итоги масштабного исследования научной продуктивности университетов и опубликовал предметный рейтинг российских вузов. Согласно ему, КФУ вошел в топ-3 лучших вузов России. В предметном рейтинге научной продуктивности вузов КФУ занимает второе место в России в области «Образование».
Апрель
С 6 апреля в Казанском федеральном университете образовательный процесс стал проходить в дистанционном формате.
28 преподавателей ИПО приняли участие в проекте «Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения в Казанском университете», инициированном директором института. Они прочитали лекции по темам, связанным с переходом на дистанционное обучение, и поделились собственным опытом реализации учебных дисциплин в нестандартной ситуации пандемии.
Социологические опросы студентов - будущих педагогов показали их высокую удовлетворенность качеством образовательного процесса.
Май
В мае в Казанском университете стартовал VI Международный форум по педагогическому образованию vIFTE-2020. Международный форум по педагогическому образования в шестой раз стал научной площадкой для обмена передовым опытом в области подготовки учителей между российскими и зарубежными исследователями. Педагоги из более 30 стран приняли участие в форуме, который из-за затронувшей мир в 2020 году пандемии COVID-19 впервые прошел в виртуальном формате.
Основными форматами VirtualIFTE-2020 стали видеолекции ключевых спикеров, синхронные виртуальные круглые столы, международные онлайн-симпозиумы, заседания исследовательских групп, постерные презентации, реализуемые посредством систем для проведения вебинаров Adobe Connect, Microsoft Teams, официального сайта форума, платформы «Ломоносов», официального YouTube-канала VirtualIFTE-2020.
Обсуждались острые темы цифровизации современного педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в условиях «цифрового разрыва», цифровые технологии в подготовке будущего учителя.
Июнь
В июне завершился VI Международный форум по педагогическому образованию. Несмотря на высокие технические требования организации и уникальность проведения, участниками форума стали около 900 ученых (120 зарубежных коллег). Техническую поддержку форуму оказала компания Microsoft.
За 10 дней его виртуальные площадки посетили более 7 тысяч уникальных пользователей из 82 стран. Всего было сделано более 32 тысяч входов на площадки этого международного научного мероприятия. Форум стал одной их крупнейших международных научных площадок в области образования.
Онлайн-проект ученых Института психологии и образования КФУ «Мама знает!» стал победителем конкурса президентских грантов. На разработанный учеными ИПО проект выделено более 450 000 рублей.
Журнал «Образование и саморазвитие» Казанского федерального университета вошел в четвертый квартиль среди журналов, рецензируемых в базе данных Scopus. Главный научный редактор журнала «Образование и саморазвитие», профессор Роза Валеева охарактеризовала данное событие как важный шаг в росте академической репутации вуза.
Июль
Группа ученых Института психологии и образования получила поддержку РФФИ на разработку исследовательского проекта на тему «Психологическая модель вовлеченности субъектов учебной деятельности на основе нейросетевого анализа в цифровой образовательной среде». Проект будет реализован в течение двух лет под руководством профессора Леонида Попова. Партнером проекта выступила компания «Экзамус», которая сегодня работает с Казанским университетом над реализацией технологий прокторинга при удаленной сдаче экзаменов.
Создание при Казанском федеральном университете детского дошкольного образовательного учреждения для детей с особенностями развития было инициировано ректором КФУ Ильшатом Гафуровым и поддержано руководством нашей республики. Детский сад, являясь не только региональной, но и федеральной инновационной площадкой, позволит объединить научный потенциал разных структурных подразделений вуза. К тому же он станет базовой площадкой обучения будущих педагогов и повышения их квалификации.
Август
Елабужская средняя общеобразовательная школа № 5 вошла в структуру КФУ. Идея «университетской школы» была предложена ректором именно в рамках стратегии «Учитель XXI века». По концепции школы учителя, как уже работающие, так и будущие, станут союзниками университета в достижении общей цели – обеспечить детям успешное будущее. Университетская школа поможет войти в профессию будущим учителям, позволит повысить качество образования школьников, профессиональное мастерство учителей и откроет новые возможности.
Сентябрь
Первый в Татарстане центр ДНК (Дом научной коллаборации) – часть федерального проекта «Успех каждого ребенка», реализуемого под эгидой Национального проекта «Образование», - открылся 1 сентября в Елабуге. Это ключевой центр дополнительного образования детей при университете.
Уникальность проекта в том, что он объединяет школьное и вузовское образование, которые отлично дополняют друг друга при обучении нового поколения современным компетенциям и технологиям. Занятия в ДНК ведут и профессора ИПО.
Преподаватели Института психологии и образования КФУ разработали программу внеурочной деятельности для полилингвального образовательного комплекса «Адымнар» - уникального для российских реалий проекта, курируемого Государственным советником Татарстана Минтимером Шаймиевым.
В ИПО завершила работу VI Всероссийская научно-практическая конференция «В.М.Бехтерев и современная психология личности», посвященная 135-летней годовщине создания в Казанском университете первой в России психофизиологической лаборатории. Около 100 психологов из Москвы, Твери, Нижнего Новгорода, Челябинска, Барнаула, Екатеринбурга, Перми и других городов России приняли участие в конференции, которая в условиях пандемии прошла в онлайн-формате.
За три дня работы конференции на заседаниях семи секций было сделано более 50 докладов. На повестку дня вынесены вопросы, затрагивающие наиболее актуальные проблемы психологии личности.
Октябрь
Опубликован новый предметный рейтинг вузов мира Times Higher Education (THE-2021). В предметной области «Образование» КФУ - единственный из шести представленных в рейтинге российский вуз, вошедший в сотню лучших. Дебютировавший в этом рейтинге четыре года назад Казанский университет с тех пор укрепляет свои позиции – на этот раз татарстанский вуз расположился на 90-й строчке. Не только удержать позиции, но и вырасти в международном рейтинге вузу позволили уникальная система и инфраструктура подготовки учителей, актуальные исследования в области образования, получившие признание зарубежных коллег.
Ноябрь
По инициативе ректора И.Гафурова в университете расширяется инфраструктура и техническое оснащение центров и учебных аудиторий для дистанционного и смешанного обучения. Для преподавателей ИПО дополнительно созданы несколько аудиторий для обучения в новом формате. В учебных аудиториях установлены индивидуальные зоны и кабинки для онлайн-обучения, чтобы не отвлекать преподавателей от процесса преподавания.
Декабрь
Завершающим аккордом уходящего года стал старт регистрации на VII Международный форум по педагогическому образованию IFTE, который пройдет в КФУ 26-28 мая 2021 года.
Подводя итоги деятельности педагогов и психологов Казанского университета в 2020 году, отметим, что он стал рубежным.
Завершилась реализация Проекта 5-100. Решая поставленные задачи, КФУ смог продемонстрировать эффективность в разных научных областях и прежде всего в сфере педагогического образования. Основная задача стратегической академической единицы «Учитель XXI века» - превратить КФУ в один из ведущих центров педагогического образования, сочетая российские традиции и передовой мировой опыт в педагогике, объединяя преимущества классического и педагогического университетов, соединяя западный и восточный подходы к восприятию ценностей образования, - выполнена.
Перед педагогами и психологами университета стоит уже новая задача: продолжить поиск новых технологий подготовки учителей в рамках новой государственной программы «Приоритет-2030».