Сегодня, 24 марта, в казанском технопарке в сфере высоких технологий «ИТ-парк» состоялась встреча Президента РТ Рустама Минниханова с инициаторами создания передовых инженерных школ на территории республики.
Во встрече также приняли участие председатель Совета Ассоциации содействия цифровому развитию Рифкат Минниханов, мэр Казани Ильсур Метшин, представители ряда министерств и ведомств республики.
Президент Татарстана отметил, что в новых реалиях критически важным оказывается восстановление полного технологического суверенитета России, однако самостоятельная разработка новых знаний и технологий и их последующее внедрение в производственный процесс невозможны без современных инженерных компетенций, для ускоренного формирования которых и предназначена стратегическая инициатива социально-экономического развития «Передовые инженерные школы».
Напомним, что в рамках реализации данной инициативы в России будет создана сеть из 30 инженерных школ мирового уровня во всех высокотехнологичных отраслях экономики. Инженерные школы нового поколения будут создаваться на условиях государственно-частного партнерства с высокотехнологичными компаниями. Совместно с вузами они обеспечат необходимые условия для применения инновационных подходов к научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, подготовке инженерных кадров и их последующему трудоустройству. Приём заявок на конкурс по предоставлению субсидий федерального бюджета для реализации масштабного проекта стартует уже в апреле текущего года.
Свою концепцию развертывания передовой инженерной школы «КиберАвтоТех» в ходе сегодняшней встречи представил Казанский федеральный университет.
И.о. ректора КФУ Дмитрий Таюрский отметил, что стратегия вуза - реализовать преимущество классического университета, осуществляя подготовку как узкопрофильных работников, так и специалистов-универсалов.
«В настоящее время наш вуз является одним из крупных игроков в этой сфере не только в регионе, но и в стране в целом. На сегодняшний день у нас более 7 тысяч студентов проходят обучение по инженерным специальностям. Более половины направлений — это совершенно новые инженерные программы, касающиеся подготовки специалистов в ИТ-сфере, дизайна и нано-технологий. Существенно обновлено содержание и смежных программ подготовки», сообщил глава вуза.
Таюрский акцентировал внимание на том, что создаваемая инженерная школа расположена в одной из самых значимых территорий для современного промышленного развития страны – Камской промышленной агломерации. Здесь расположены 5 ведущих индустриальных центров, формирующих более 3% российского валового оборота промышленности.
«Ежегодная потребность в инженерных кадрах предприятий, расположенных только на этой территории, - более 5 тысяч человек. Прогнозируется ее удвоение к 30 году с учетом планов по развитию предприятий. Автомобильное производство и производство автокомпонентов являются одними из ключевых на этой территории, именно поэтому наше предложение сфокусировано на решение этого типа инженерных задач», - пояснил Таюрский и добавил, что главным партнером университета выступит группа высокотехнологичных компаний КАМАЗ.
К слову, на этой территории находится и одна из самых динамично развивающихся особых экономических зон «Алабуга», а также 3 территории опережающего развития и масса высокотехнологичных сервисных компаний, формирующих устойчивый спрос на инженеров новой формации.
«Уже сейчас более 100 специалистов-практиков непосредственно участвуют в образовательном процессе и возглавляют 4 профильные кафедры в Набережночелнинском институте, - рассказал и.о. ректора. - 3 опорные базовые кафедры созданы на КамАЗе. Все студенты проходят производственную практику и готовят выпускные работы на предприятиях. Последовательно расширяется сеть партнерств и консорциумов с другими российскими центрами автомобилестроения».
Дмитрий Таюрский сообщил, что университетом в настоящее время выстраивается система обучения с применением комплекса инициатив, влияющих на повышение качества инженерной подготовки.
«В тесной кооперации с предприятиями и нашими вузами-партнерами Передовая инженерная школа должна помочь нам «заглянуть в будущее», с учетом необходимости ускоренного развития действующих производств и создания новых предприятий на основе самых передовых технологий».
С учетом глобальной повестки и особенностей территории Казанский университет определил 3 основных направления инженерных задач передовой школы: беспилотный транспорт, транспорт на альтернативной энергетике и искусственный интеллект для Интернета вещей.
Важно отметить, что при реализации инженерного образования в КФУ будет существенно развит и исследовательский компонент. В частности, планируется создать 3 новых центра превосходства (Центр компетенций PLM/PDM/MES – систем, Центр прототипирования, Испытательный полигон VeHIL), а также 17 полигонов, лабораторий и технологических подразделений, которые соответствуют выбранным стратегическим направлениям.
В завершение Таюрский обратил внимание присутствующих, что для успешной реализации проекта важны дополнительные меры поддержки со стороны Республики Татарстан, а именно: включение формируемой инженерной школы в систему региональной поддержки инновационных площадок, промышленных парков и предпринимательства; выделение квоты для инновационных проектов студентов и преподавателей в действующих программах поддержки предпринимательства.
Рустам Минниханов отметил, что важнейшей темой на сегодня является развитие импортозамещения и специалистов нужно готовить как раз под эти цели.