Сетевой маркетинг – форма бизнеса, при которой товар реализуют «из рук в руки», а любой его покупатель может и сам стать продавцом и «вербовать» свое окружение на покупку, привлекая в компанию все больше «сетевиков». Секрет успеха бизнес-схемы раскрыл эксперт Казанского федерального университета.
Многоуровневый маркетинг строится по принципу пирамиды: продавец привлекает к распространению товаров своих покупателей. Так, он становится «наставником» и получает процент с продаж каждого «ученика».
«Деструктивность схемы начинается, когда ее участники не просто осуществляют сбыт, но и сами становятся главными потребителями. Их роль меняется с продавцов на рекрутеров», – считает ассистент кафедры маркетинга Института управления, экономики и финансов КФУ, член Гильдии маркетологов России Руслан Шакиров.
В результате клиентская база подобно цепной реакции бесконечно расширяется. В основном «сетевики» предлагают косметику и парфюмерию, БАДы и витамины, бытовую химию и товары для дома.
«Пирамида работает за счет эксплуатации новичков: ее высшие члены получают ренту. А рента – пассивный доход – это мечта о получении денег, "лежа на печи", – пояснил эксперт. – В схеме сетевого маркетинга нет ничего криминального, за исключением того, что она в большинстве случаев крайне затратна для бизнеса, то есть здесь присутствует элемент прямых продаж, который для ряда инновационных и эксклюзивных товаров вполне подходит».
По мнению Шакирова, популярность сетевого бизнеса – в низком пороге входа и свободном графике. Большинство приходит в него для подработки – заработка в фоновом режиме.
«Секрет данного бизнеса не в маркетинге, а в агрессивных продажах и манипуляции символами успеха. Главная уловка – продемонстрировать прозрачную бонусную систему, которая сулит золотые горы. Тут принцип не отличается от лотерей, бизнес-сект, тренингов и прочего – "кто был никем, тот станет всем"», – уверен маркетолог КФУ.
Целевая аудитория сетевых пирамид, говорит преподаватель, это люди с пониженной критикой, склонные к мистическому мышлению, с невостребованными в данный момент трудовыми компетенциями и большим количеством свободного времени.
«Люди хотят верить в чудо. В девяностые годы, на рассвете сетевого маркетинга, я помню, как мой отец-машиностроитель рассказывал об абсурдной стоимости кастрюль одного известного сетевого бренда. Они говорили о "чудо-металле", хотя по факту это была обычная нержавейка польского производства. Но те, кто готовил на этой посуде, чувствовали, насколько вкуснее и полезнее получаются блюда. Это эффект самоисполняющегося пророчества: если люди во что-то сильно верят, это может стать для них реальностью. Убедить в обратном – все равно что сказать: "Не стоит болеть за любимую спортивную команду"», – подчеркнул Руслан Шакиров.
Все попытки пролить свет на тривиальность продукта, который человек распространяет, бесполезны. Глаза открываются, когда участник пирамиды узнает, сколько на самом деле зарабатывают ее основатели и какой роскошной жизнью живут, резюмировал ассистент кафедры маркетинга ИУЭФ.
Ранее Шакиров раскрыл феномен дубайского шоколада.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.
45