Зависимость от онлайн-шопинга и маркетплейсов можно полноправно считать современной проблемой. Человек совершает покупки без особой надобности, опустошает баланс на банковской карте и получает порцию удовольствия от этого процесса, что в будущем приводит к ряду проблем, в том числе и финансовых. О том, с чем это связано и как этому противостоять, рассказал эксперт Казанского федерального университета.
Как и другие виды зависимостей, эта возбуждает центр вознаграждения человека и дарит ему приятные эмоции и новизну, рассказал доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования КФУ Ильдар Абитов.
«Ловушка покупок в интернете заключается в том, что они возможны в любом месте и в любое время. Достаточно человеку иметь с собой телефон и 10 минут свободного времени, для того чтобы выбрать товар, который ему понравится, и купить его, – отмечает психолог. – В этом смысле, конечно, покупки в магазине лучше, потому что дорога до него занимает время, за которое можно успеть обдумать покупку и прицениться. А в случае с онлайн-шопингом все это можно сделать в кратчайшие сроки, используя только телефон. В этом основная проблема. Это усиливает зависимость и усугубляет ситуацию».
Чаще всего, по предположениям эксперта, к покупкам на маркетплейсах прибегают молодые женщины в силу гендерных особенностей. Кроме того, реклама и подача товаров в интернет-магазинах, по его мнению, ориентирована по больше части на женскую аудиторию.
Условно такой шопоголизм Абитов сравнивает с алкогольной и другими зависимостями. В отличии от привыкания к химическим пагубным веществам, которые воздействуют на организм напрямую, зависимость от онлайн-покупок запускает определенные процессы в человеке за счет эмоций.
«Человек стремиться повторить эти действия снова и снова, для того чтобы вновь получить это удовольствие и приятные эмоции от покупок. То есть в данном случае он зависим не от какого-то вещества, а от воспроизведения некой деятельности», – объясняет психолог.
Такая вредная привычка зачастую приводит к импульсивным поступкам – незапланированным решениям о покупках, принятых непосредственно перед оформлением заказа, что заметно сказывается на финансах.
В борьбе с зависимостью И. Абитов называет несколько способов. Во-первых, эксперт КФУ рекомендует удалить приложения маркетплейсов.
«Если вам что-то очень надо заказать, делайте покупки с человеком, который не страдает от этого привыкания и легко контролирует свои приобретения. Либо же затратьте немного сил и времени и купите нужную вещь в магазине», – советует он.
Вторым шагом на пути к «выздоровлению» может стать лимит на траты. Можно задать его на карте или же просто обозначить для себя определенную сумму в месяц, на которую вы сможете сделать заказы в маркетплейсах.
Психолог КФУ также добавил, что можно обратиться за помощью к близким и попросить их контролировать и напоминать вам об ограничениях на покупки.
«Отвлечься или переключиться на что-то другое вряд ли поможет. Такие способы либо очень сложные, либо такие же, как и шопоголизм, но более проблемные», – заключил он.