Программа реализуется в эти дни в формате межуниверситетской профориентационной академической мобильности.
Первый этап программы будет проходить в МГИМО до 15 мая. За эти дни студенты Казанского федерального университета ознакомятся со стратегией развития московского вуза. Они примут участие в лаборатории анализа международных процессов, познакомятся с подходами к адаптации современных цифровых технологий к международной тематике. Кроме того, освоят метод прогнозирования «картирование будущего», проведут анализ стратегии США в международных кризисах, а также анализ политического медиатекста.
Также обучающиеся Казанского университета ознакомятся с особенностями организации практики и стажировки, подходами университета к формированию профессиональных компетенций у обучающихся, опытом и практикой взаимодействия с государственными и коммерческими организациями. Также для студентов КФУ проведут презентацию языковых компетенций в зависимости от региона специализации. А еще на повестку дня будут вынесены особенности трудоустройства после пандемии и новые компетенции специалистов в области дипломатии.
Аналогичный обмен опытом в Казанском федеральном университете для студентов МГИМО пройдет в рамках второго этапа программы – с 16 по 20 мая.
«Система образовательной подготовки в сфере дипломатии, мировой политики, международных отношений, права не может быть выстроена с нуля. Она должна опираться на традиции вуза, а также на поддержку такого флагмана в сфере подготовки международников, которым по праву является МГИМО, – подчеркнул координатор программы, заведующий кафедрой международных отношений, мировой политики и дипломатии КФУ Валерий Летяев. – И такую весомую поддержку Казанский университет впервые ощутил чуть более четверти века назад, в 1994 году, когда была возобновлена в Казани подготовка специалистов в сфере международных отношений».
Традиции подготовки дипломатов-международников в Казани были заложены еще 1804 году, когда идеей основания Императорского университета в Казани стала необходимость распространять просвещение на востоке России. Отсюда тогда возникла и его миссия – способствовать взаимодействию народов благодаря своему уникальному положению между Европой и Азией.
В Казани быстро сложилась одна из самых сильных школ востоковедения. В 1807 году была образована первая в России кафедра восточных языков, затем кафедры: турецко-татарской словесности, арабо-персидской словесности, первая в России кафедра китайской словесности, армянской словесности, санскрита, монголоведения, калмыцкого языка. Все это именовалось «Восточный разряд Казанского университета».
«После возобновления подготовки международников МГИМО поддержал университет учебно-методическим обеспечением и предоставил возможность для стажировок преподавателей. На протяжении многих лет вуз содействовал прохождению студентами производственной практики, что приобщало их к корпоративным ценностям дипломатических работников. После практики многие студенты успешно сдавали вступительные испытания в МИД и зачислялись в его штат. За четверть века принципы, которые были заложены в основу подготовки международников, не только сохранились, но и приумножаются. И сейчас наша работа призвана отвечать вызовам времени», – обозначил В.Летяев.
Вместе с тем за эти годы возникло и своеобразие подходов в КФУ. Так, например, Казанский университет при поддержке руководства Республики Татарстан вносит вклад в проекты в области укрепления регионального компонента во внешнеполитической и экономической деятельности России, задействует для поддержки экономической деятельности Республики свои зарубежные представительства.
По словам Валерия Летяева, Болонский процесс предоставил широкие возможности в сфере академической мобильности для российских студентов. Но в условиях пандемии ситуация радикально изменилась. Поэтому родилась идея инициировать программу внутрироссийской мобильности. Но не просто как традиционной академической мобильности, а как мобильности, сочетающей в себе новый компонент: содействие студентам в их профессиональной ориентации на современный рынок труда, на запросы работодателей.
«Мы исходим из того, что конкурентными преимуществами может стать учет не только универсальных подходов в подготовке студентов, но и особенных, основанных на традициях и практиках конкретного университета, в которых проявляется его идентичность и потенциал региона его нахождения и роста. И в кооперации мы смогли бы помочь нашим студентам еще во время учебы грамотно выстроить свою профессиональную траекторию. На это и сориентирована эта межуниверситетская программа», – резюмировал ученый.