В Татарстан прибыл международный эксперт в области образования, директор по вопросам образования и навыков и специальный советник по образовательной политике Генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития в Париже Андреас Шляйхер. Помимо обзоров политики и страновых обзоров, работа господина Шляйхера включает Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), Международную программу по оценке компетенций взрослого населения (PIAAC) ОЭСР, Международное исследование систем преподавания и обучения (TALIS) ОЭСР, а также разработку и анализ индикаторов оценки эффективности образовательных систем (INES).
Хотя причиной для визита в Россию стало участие эксперта в Байкальском международном образовательном форуме «Качество образования: диалог с обществом», который скоро стартует в Улан-Удэ, господин Шляйхер специально посетил Татарстан для знакомства с Казанским федеральным университетом и его уникальными практиками подготовки педагогических кадров. Совместно с Министром образования и науки РТ Рафисом Тимерхановичем Бургановым ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров показал и рассказал гостю, по какому пути развивается сейчас КФУ, являясь одним из лидеров в стране, а также на каких принципах работает вся система высшего педагогического образования в России.
«Прежде всего, спасибо за то, что посетили Казанский университет. За короткий период Вам уже показали музеи университета, которые находятся в главном историческом здании, а далее Вас ждет посещение Института фундаментальной медицины и биологии, где размещены площадки по нашим передовым медицинским исследованиям. Кроме того, мы являемся ведущим в нашем федеральном округе университетом, который занимается подготовкой педагогических кадров. Это произошло благодаря присоединению к нам двух больших педагогических вузов. Мы готовим учителей во всех предметных областях, педагогов дошкольного образования и высококвалифицированных учителей физики и химии. На сегодня у нас работает две системы подготовки учителей», - рассказал ректор КФУ.
Первая, классическая, осталась в Елабуге и работает по существовавшей еще в советское время модели педагогического образования. Вторая, распределённая, предполагает подготовку учителей по предметным областям в профильных институтах. Обе системы дают хорошие результаты, тем более что магистратура объединена в одном Институте психологии и образования КФУ.
«Всегда интересно, какая система работает лучше. Я знаю, что у в ОЭСР есть собственная система проверки эффективности педагогического образования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA – прим. автора), и нам бы хотелось, чтобы Вы назначали лицо, ответственное за контакты, и посмотрели наши результаты. Нам важно знать, насколько оценочные показатели PISA соответствуют нашим стандартам обучения», - предложил Ильшат Рафкатович Гафуров.
Быстрая реакция и оценка результатов важны для Казанского университета, прежде всего, благодаря наличию в КФУ двух лицеев, рассчитанных на обучение 360 и 470 детей, соответственно. Разработки в центре педагогической магистратуры сразу внедряются и апробируются в лицеях, что дает положительные результаты. По итогам учебного года они вошли в топ-100 лучших школ России, и рывок этот был сделан за последние три года.
Ответственным от Казанского университета за выстраивание эффективного взаимодействия с Организацией экономического сотрудничества и развития, по поручению ректора, сегодня был назначен руководитель Ситуационного центра КФУ и заместитель директора Института психологии и образования Тимирхан Булатович Алишев. Он пояснил, что университет полностью готов к разворачиванию работ, как по разработке методики мониторинга эффективности, так и по научному сотрудничеству.
«Большинство студентов и программ обучения в Татарстане сконцентрировали в КФУ. У нас лучшая система подготовки, сравнимая по результатам с МГУ. Мы заинтересованы в использовании инструментов, разработанных в PISA. Если Вы заинтересованы в данном сотрудничестве, наш университет будет отличным партнером, тем более Вы видите, как высок уровень поддержки со стороны ректора», - заметил Тимирхан Булатович Алишев.
Программа визита специального советника по образовательной политике Генерального секретаря ОЭСР предполагает знакомство с приоритетными направлениями КФУ и новейшей историей одного из старейших университетов России. До сегодняшнего дня это было лишь заочное знакомство, основанное на данных мониторинга. Увиденное заставило международного эксперта изменить мнение о Казанском университете и его роли для мировой педагогической науки.
«Мне было интересно увидеть, как университет эволюционировал от учебного заведения для узкого круга элиты до такого могучего научно-образовательного учреждения. Многие испытали влияние Казанского университета в науке и образовании. Интересно было услышать о модели педагогического образования. Это отражается и в результатах наших исследований. Они показывают, что ваши выпускники знают предмет и знают, как его преподавать. Однако мы не видим, каковы результаты у их воспитанников, и над этим еще надо работать. Вы упомянули о высшем образовании: сегодня мы разрабатываем методику тестирования и проверки, потому что считаем, что существующие рейтинги чрезмерно увлечены академической репутацией и не уделяют достаточного внимания качеству подготовки студентов. Большая часть рейтингов настроена на англоязычные университеты, так как учитывает англоязычные публикации», - отметил Андреас Шляйхер.
Российская система педагогического образования оказала большое влияние на развитие всей науки в мире, эксперт ОЭСР признал это в своем выступлении. Сейчас разрабатывается отдельная методика, приближенная к показателям PISA. Андреас Шляйхер принял продолжение Ильшата Рафкатовича провести проверки в КФУ и предложил совместно разработать тестовую систему для этой программы. Более того, было предложено еще раз посетить КФУ в начале учебного года, для знакомства с методиками подготовки магистров на площадке Института психологии и образования.
Казанский университет может стать тестовой площадкой для внедрения новой системы оценки эффективности педагогического образования, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития. При этом она, при ее повсеместном внедрении, позволит более объективно оценивать и рейтинговать результаты университетов, находящихся не только в англо-саксонском мире, по показателям публикационной активности в англоязычных журналах, но и прежде всего опираясь на качество подготовки учителей.