В рамках реализации гранта Всемирного банка Казанский федеральный университет обучит финансовой грамотности более 1,5 тысячи учителей школ Татарстана. Об этом Единому информационно-издательскому центру КФУ сообщил заведующий кафедрой налогообложения Институт управления, экономики и финансов КФУ, доктор экономических наук, профессор Айдар Туфетулов.
Как рассказал Айдар Туфетулов, обучение финансовой грамотности школьных учителей в стенах КФУ стартовало в октябре 2016 года. Еще в 2011 году Правительством РФ было принято решение о реализации совместно со Всемирным банком проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в России». Основным исполнителем является Министерство финансов РФ. Татарстан в составе 9 пилотных регионов страны принимает активное участие в реализации проекта, в частности, Казанский федеральный университет в сотрудничестве с Высшей школой экономики проводит комплексную работу по повышению финансовой грамотности преподавателей школ — для этих целей на базе КФУ создан региональный методический центр. Кроме того, созданы центры для финансового просвещения студентов и взрослого населения.
Курс обучения финансовой грамотности уже прошли порядка 880 учителей из более чем 100 школ Казани, а также близлежащих районов — Пестречинского, Лаишевского, Высокогорского, Зеленодольского и других. В конце августа обучение стартует для учителей более отдаленных городов и районов — Альметьевска, Набережных Челнов, Нижнекамска и других. До конца следующего года в рамках гранта стоит задача обучить свыше 1,5 тысячи школьных учителей. Однако в КФУ рассчитывают охватить большее количество педагогов, причем для учителей школ обучение абсолютно бесплатно. А квоту на обучение по районам республики определяет Минобрнауки РТ.
Программа повышения квалификации предусматривает изучение базовых аспектов в области финансов (личное финансовое планирование, банки и банковские продукты, налоги, финансовый рынок и финансовые инструменты, страхование, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды, пенсионное обеспечение), а также методики преподавания финансовых дисциплин в системе общего, среднего профессионального образования и детских домах. Занятия проводят методисты и преподаватели регионального методического центра. Коллеги из Высшей школы экономики разработали эффективную методику обучения учителей финансовой грамотности в упрощенной форме, а также рекомендации, как преподносить информацию детям разных возрастных категорий. Собеседник подчеркнул, что обучение имеет и прикладное значение — вскоре львиная доля заданий ЕГЭ по обществознанию будет затрагивать темы финансовой грамотности.
По словам Айдара Туфетулова, по условиям гранта, приоритет в обучении дается учителям обществознания, математики и начальных классов. Но в проекте КФУ также задействованы учителя ОБЖ, истории, литературы и даже татарского языка. Школьные учителя проходят очный 72-часовой курс в стенах КФУ. Занятия длятся с понедельника по пятницу. Перед началом занятий школьные учителя проходят входное тестирование, а после окончания — защищают проект проведения урока или внеурочного мероприятия по темам финансовой грамотности для своих подопечных. После защиты и итогового тестирования учителя получают удостоверение о повышении квалификации КФУ, на основании которого они имеют право преподавать финансовую грамотность в школах.
Профессор считает, что в школьной программе необходимо выделить отдельные учебные часы для уроков финансовой грамотности.
«Самый острый вопрос финансового просвещения в школьной программе — отсутствие специальных часов для обучения школьников финансовой грамотности. Сейчас мы пошли по пути имплементации финансовой грамотности в действующие школьные дисциплины: обществознание, математику, историю, ОБЖ. А учителя начальных классов эффективно вписывают занятия в классные часы, родительские собрания, внеурочные занятия. На них для проведения консультаций приходят и наши вузовские преподаватели», — отметил собеседник.
В 2017-2018 учебном году внедрение учебных программ и материалов по финансовой грамотности запланировано в 77 общеобразовательных организациях, 5 организациях среднего профессионального образования и 2 специализированных образовательных учреждениях. В результате численность учащихся, изучающих финансовую грамотность, в следующем году в Татарстане должна превысить 20 тысяч человек.
По словам Айдара Туфетулова, цель проекта — создание кадрового резерва: учителей, которые передадут полученные знания ученикам, а ученики, в свою очередь, своим родителям. Изначально грант Всемирного банка был рассчитан на два года, но, скорее всего, будет продлен до 2019 года. В этом случае обучиться азам финансовой грамотности сможет еще большее количество школьных учителей РТ.