Форум, организованный Институтом развития образования Республики Татарстан и региональным отделением Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, прошел 25 октября на базе ИРО РТ.
Развитие профессиональных компетенций у учителей в условиях информационного общества – тема поистине актуальная, требующая рассмотрения со всех возможных сторон. Ведь от того, насколько педагог владеет соответствующими навыками, напрямую зависит качество образовательного процесса, а, значит, в некотором роде и будущее истории и обществознания как областей знания и науки.
Открывая форум председатель регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, профессор кафедры регионоведения и евразийских исследований КФУ Раиль Фахрутдинов, в своем выступлении сделал акцент на том, что подготовка и переподготовка учителей сегодня не успевает за активно внедряемой цифровизацией образования.
«Цифровизация – понятие широкое: это и применение мультимедиа доски, и дистанционные и онлайн-курсы на платформах МООК - массового открытого онлайн образования, и экспериментальные проекты электронной школы. Реализация каждого из этих направлений требует серьезной методологической подготовки учителей, тогда как программ такой переподготовки немного, - отметил Раиль Фахрутдинов. - Увлечение информационными технологиями без соответствующей методической подготовки может привести к педагогическим ошибкам. Например, перегруженности урока демонстрациями, аудио- и видеоматериалами, которые приводят к пассивному восприятию учениками информации, нарушаются дидактические требования, теряется учебно-воспитательная работа учителя».
При этом использование интернет-ресурсов и поиск ответов в интернете еще больше способствуют развитию клипового мышления, убежден Раиль Фахрутдинов - дети быстро привыкают к поиску ответов в Сети и привыкают к быстрому чтению, не вникая в суть. Все это приводит к проблемам восприятия информации. По студентам видно, что уровень навыков чтения и восприятия информации у первокурсников падает с каждым годом. Итогом становится появление дополнительной нагрузки для учителя, которому необходимо преодолеть эту стену поверхностного восприятия.
Среди распространенных проблем, с которыми сегодня сталкиваются учителя истории и обществознания, также использование единого шаблона дистанционного образования и онлайн-курсов.
«С одной стороны это хорошо - не надо составлять учебный план, все материалы готовы, но это не позволяет учитывать особенности класса и детей, пропадает живое общение учителя и ученика, педагогическое творчество», - заметил Раиль Фахрутдинов.
Пока не решена и проблема оснащения школ соответствующим оборудованием и доступом к интернету, образовательным платформам. Особенно в сельских районах - лицензионное программное обеспечение стоит дорого, и не каждая школа может себе его позволить. Ей сопутствует и проблема кадрового сопровождения программного обеспечения - нужны IT-специалиcты, которые будут следить за состоянием компьютеров и ПО, отдельных специалистов, которые бы этим занимались и были в постоянном доступе, в школах нет. Работа на упомянутых направлениях уже ведется, однако предстоит еще долгий путь.
Есть инициативы в этой области и среди проектов Казанского федерального университета – напомним, по инициативе аппарата Президента РТ Министерством образования и науки РТ, Казанским федеральным университетом совместно с Татарским детским издательством реализуется проект по подготовке системы образовательных пособий по истории и культуре Татарстана, в которую входят и различные мультимедийные элементы. Так, в рамках проекта был создан электронный атлас истории татарского народа и Татарстана, который позволяет наглядно представить богатейшую историю татарского народа и Татарстана, проследить достижения народов Татарстана, взаимообогащение культур и цивилизаций. Он представляет собой сборник исторических карт, систематизированный в хронологическом порядке – от древнейших времен до современности. Каждый раздел сопровождается пояснительным текстом, цитатами из первоисточников и иллюстрациями. Кроме того, он дополнен контурными картами, которые дают возможность школьникам самостоятельно проверить свои знания по истории родного края. Помимо этого, для облегчения усвоения материала, коллектив ученых работает над созданием системы видеоуроков – разрабатываемые ролики соответствуют разделам учебников, не дублируя их, а акцентируя внимание на значимых деталях того или иного периода в мультипликационной форме. Кроме того, к выходу в свет ученые КФУ сегодня готовят серию научно-просветительских игр «Парчовый кушак», посвященных истории Болгара XIV века, Казани XVI века и Свияжска XVI века. Также ведется разработка коллекции мобильных игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Все эти элементы призваны облегчить работу учителя, создав при этом возможности для ее вариативности в зависимости от потребностей того или иного коллектива учащихся и взглядов педагога.
В целом же в рамках экспертной и панельной дискуссий форума, прошедших сегодня, рассматривались различные аспекты упомянутых проблем и в целом образовательного процесса в обозначенных областях. Спектр поднимаемых вопросов был крайне широк - современные средства визуализации, перспективы развития традиционных видов учебно-методического сопровождения, нюансы формирования ключевых навыков работы с исторической информацией и формирования исследовательских компетенций учащихся в рамках внеурочной деятельности, развитие критического мышления, внеурочная деятельность как средство передачи ценностей через изучение традиций народов России, использование ментальных карт на уроках истории и обществознания, опыт внедрения инновационных образовательных технологий обучения и воспитания в преподавании истории, роль учителя истории и обществознания в реализации принципов информационной безопасности и другое.