В эти дни ведущие специалисты Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ трудятся над подготовкой татарстанских школьников к участию в республиканских олимпиадах и региональных этапах всероссийских олимпиад по английскому, турецкому, китайскому, немецкому, французскому и испанскому языкам.
Ежегодно уже на протяжении многих лет подобная работа ведется сотрудниками Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ в несколько этапов: осеннюю, зимнюю и весеннюю сессии. Надо сказать, их труд не проходит бесследно – ребята, прошедшие такой интенсивный курс подготовки на протяжении предыдущих лет, показывали хорошие результаты в рамках олимпиадных испытаний. Количество желающих принять участие в учебно-тренировочных сборах неизменно высоко, однако к участию в них допускаются лишь школьники, проявившие себя на муниципальном этапе той или иной олимпиады, – отбор, как видно, вполне оправданный.
Сегодня уже остался позади зимний этап учебно-тренировочных сборов по английскому и турецкому языкам, в самом разгаре сборы по китайскому и немецкому, а впереди – по французскому и испанскому. Расскажем немного о том, как проходит подготовка ребят.
«На прошлой неделе мы подвели итоги учебно-тренировочных сборов по турецкому языку, традиционно проводимых на базе Республиканского олимпиадного центра Министерства образования и науки Республики Татарстан. В этот раз на них приехали ученики школ Казани, Нижнекамска, Альметьевска, Бугульмы и других городов РТ.
Особенно приятно было видеть среди участников республиканского тура олимпиады ребят, которые изучают турецкий язык самостоятельно и смогли занять призовые места в муниципальных турах, - поделилась впечатлениями директор Высшей школы международных отношений и востоковедения КФУ Эльмира Хабибуллина. – Работа с детьми, глаза которых горят желанием постигать новые знания, несомненно, приносит удовольствие, однако и требует от тренеров пристального внимания и вложения всех своих сил - ведь уровень подготовки у многих уже достаточно высок, и нужно задать еще более высокую планку.
Надо сказать, многих участников сборов интересовала и информация об обучении в Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ. Нам удалось рассказать им о различных направлениях подготовки, о множестве изучаемых языков и о жизни института в целом. Такое тесное общение, несомненно, помогает проработать способности каждого учащегося и помочь им сосредоточится на актуальных вопросах».
С не меньшим успехом еще в конце декабря прошли и учебно-тренировочные сборы по английскому языку. На занятиях особое внимание уделялось развитию навыков письменной речи и говорению. Важно отметить, что формат олимпиад существенно отличается от других языковых конкурсов и ЕГЭ по английскому языку. Так, на устном туре участникам предлагается представить короткие презентации на разные темы, согласно розданной им информации на русском языке. Спектр тем крайне широк: произведения архитектуры, известные личности, события, организации и прочее. Преподаватели Высшей школы иностранных языков и перевода КФУ вырабатывали у участников сборов умение построить речь так, чтобы содержание повествования соответствовало коммуникативной задаче, соблюдались правила композиции, учитывалась правильность языкового оформления монологического высказывания, а также соблюдались временные показатели и логические связи.
Большую трудность представляет и конкурс письменной речи – максимальный балл за этот конкурс получить удается немногим, так как в нем есть творческий элемент. На сборах в ходе подготовки вырабатывались навыки планирования и структурной организации текста, а также выполнения различных письменных заданий. Кроме того, участники сборов получили огромное количество информации о страноведческих, лингвострановедческих и социокультурных особенностях англоговорящих стран, так как на олимпиаде проверяется и социокультурная компетенция.
«Олимпиадное движение по английскому языку в Татарстане - многолетний проект Министерства образования и науки РТ. Первая олимпиада прошла еще в 1993 году, с тех пор ежегодно олимпиада набирает новые обороты. В течение последних нескольких лет в целях совершенствования подготовки одаренных учащихся к предметным олимпиадам Республиканским олимпиадным центром была инициирована программа учебно-тренировочных сборов. Сборы проводятся ведущими преподавателями нашей высшей школы, имеющими богатый профессиональный опыт работы с одаренными учащимися. Проводя анализ методических рекомендаций по подготовке школьников к олимпиадам, составленных экспертами высшей квалификации, самих олимпиадных заданий, преподаватели выявляют сложности и учитывают их в проводимой работе. Задания бывают сложными и необычными, поэтому на сборах участников готовят к разным неожиданностям, - пояснила директор Высшей школы иностранных языков и перевода КФУ Диана Сабирова. – Преподаватели высшей школы гордятся возможностью быть причастными к такому мегапроекту нашей республики».
Что касается учебно-тренировочных сборов по китайскому языку, они проводятся преподавателями института 3-й год подряд – именно столько лет действует Всероссийская олимпиада по китайскому языку. Результаты также заслуживают внимания – ребята, посещавшие сборы, неоднократно проходили на всероссийский этап. В этот раз участники сборов по китайскому языку представляют Казань, Набережные Челны и Зеленодольск. В этом году в рамках подготовки ребят к региональному этапу олимпиады преподаватели ИМОИиВ КФУ приняли решение сделать акцент на таком аспекте, как лингвострановедение: в эти дни ребята погружаются в историю Китая, культуру и литературу Поднебесной, а также запоминают сведения из области экономической и физической географии государства. При этом не оставлена, разумеется, в стороне и сама лингвистическая подготовка – в процессе занятий участники сборов знакомятся с необходимыми терминами на китайском языке по всем упомянутым направлениям.
В завершение стоит отметить, что среди преподавателей ИМОИиВ, занимающихся со школьниками в рамках сборов, есть непосредственно разработчики олимпиадных заданий и члены жюри регионального этапа олимпиад, это позволяет ребятам получать именно те знания, которые им обязательно пригодятся на самих испытаниях.