Ученые Института психологии и образования Казанского федерального университета получили поддержку Российского фонда фундаментальных исследований на разработку исследовательского проекта «Психологическая модель вовлеченности субъектов учебной деятельности на основе нейросетевого анализа в цифровой образовательной среде».
Поддержка получена в рамках конкурса на лучшие проекты научных исследований «Фундаментальные проблемы возникновения и распространения коронавирусных эпидемий» в рубрике «Цифровые методы мониторинга психологического состояния общества, оценки свойств и состояний людей по текстам, аудио- и видео контенту».
Переход на формат онлайн-обучения в связи с пандемией серьезным образом высветил проблему обеспечения вовлеченности студентов в учебный процесс. При физическом присутствии студентов в аудитории преподаватель может легко контролировать уровень их заинтересованности. В ситуации «дистанта» такой контроль осуществлять крайне сложно.
В рамках исследования совместно с компанией «Экзамус» ученые планируют разработать методику фиксации вовлеченности студентов. Для этого будет использоваться информационно-аналитическая система цифрового мониторинга. Предполагается разработка новых алгоритмов искусственного интеллекта, построенных с учетом интеграции новых теоретически и экспериментально обоснованных маркеров вовлеченности: эмоциональные поведенческие и когнитивные реакции - позволяющих повысить точность диагностики вовлеченности в цифровой среде.
С помощью специального программного обеспечения преподаватель получит возможность в режиме реального времени мониторить уровень участия студентов в образовательном процессе. Это позволит адаптировать занятия: как лекции, так и семинары – для обеспечения максимальной вовлеченности обучающихся. Отмечается, что также можно будет контролировать фактическую посещаемость занятий, даже если камеры в Microsoft Teams или Zoom отключены - видеопоток будет просматривать специальный нейросетевой алгоритм.
Исследовательский проект является междисциплинарным, он будет реализован в течение двух лет под руководством доктора психологических наук, профессора кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Леонида Попова. Основными исполнителями проекта со стороны КФУ являются ученые Института психологии и образования: доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Ильдар Абитов, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования Лира Артищева, старший научный сотрудник НОЦ Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования Камиль Насибуллов, доцент кафедры общей психологии Павел Устин.
Партнером проекта выступила компания «Экзамус», которая сегодня работает с Казанским университетом над реализацией технологий прокторинга при удаленной сдаче экзаменов.