Казанский федеральный университет стал координатором всероссийского проекта исследования детства «Растем вместе». В рамках него ученые Института психологии и образования проведут лонгитюдное исследование качества дошкольного образования.
«"Растем вместе" – единственный российский масштабный исследовательский проект, способный запустить механизм продуманного изменения детства в лучшую сторону. Он проводится под руководством ведущих ученых КФУ, факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Психологического института РАО в области психологии развития и образования. Проект направлен на изучение психического и личностного развития ребенка по мере взросления, что невозможно сделать в рамках простого эксперимента», – пояснила заведующая кафедрой дошкольного образования ИПиО КФУ, координатор экспертизы качества дошкольного образования в Татарстане Алла Твардовская.
Для реализации таких исследований в Татарстане есть необходимые условия: создана полилингвальная образовательная и мультикультурная среда, реализуются цифровые образовательные практики.
«Все это позволяет транслировать опыт республики в другие регионы России. В проекте примут участие 40 детских садов из девяти муниципальных районов: Азнакаевского, Альметьевского, Арского, Балтасинского, Высокогорского, Мамадышского, Нижнекамского, Нурлатского, Пестречинского, а также из Казани и Набережных Челнов. Результаты будут иметь практическую значимость для сферы дошкольного образования», – отметила начальник отдела дошкольного образования Министерства образования и науки РТ Йолдыз Хисамиева.
Индивидуальная диагностика и выработка норм позволят определить уровень когнитивного, эмоционального, регуляторного, речевого развития ребенка относительно других детей того же возраста и пола в регионах страны. На основе результатов диагностики психологи, по желанию родителей, предоставят обратную связь и индивидуальные рекомендации по развитию ребенка.
«Проект "Растем вместе" направлен на всестороннее исследование; он поможет понять, как развиваются дети в современном мире. Проект важен не только для КФУ, но и для всей системы образования Татарстана», – считает директор ИПиО Айдар Калимуллин.
Он будет реализовываться в течение трех лет. Участники исследования – дети в возрасте 5-6 лет, посещающие старшие группы детских садов. Лонгитюдный характер исследования направлен на изучение их развития на протяжении как минимум двух лет. Диагностика дошкольников будет включать измерение общего уровня интеллектуального развития, диагностику уровня развития саморегуляции, способностей к пониманию эмоций, речевого развития.
Цели проекта разнообразные – от получения актуальных данных о развитии детей до улучшения образовательного пространства. Для их достижения участниками проекта будут предприняты следующие шаги: обучающий модуль по современным подходам к пониманию детства и использованию современных методик цифрового приложения для диагностики детей, разработанный факультетом психологии МГУ, – первый этап проекта. После этого начнется сбор данных и проведение индивидуальной диагностики когнитивного, эмоционального, регуляторного и речевого развития детей в регионах с использованием цифрового приложения, а также сбор информации от родителей о ценностях семейного воспитания.
На этапе выработки норм будет проведена стандартизация методик и выработка норм для объективного определения уровня развития детей относительно других детей того же возраста и пола с учетом специфики каждого региона. После анализа данных будет дана обратная связь и рекомендации по развитию ребенка.
По словам ученых, уникальность проекта – в максимально быстром внедрении научных разработок в работу педагогов дошкольного образования. В рамках проекта будут исследоваться конкретные дети и родители. Исследования позволят определить оптимальные стратегии психолого-педагогического сопровождения детей для максимального раскрытия потенциала каждого ребенка, подготовить и опубликовать научные работы в престижных научных изданиях.