На неделе опубликован предметный рейтинг вузов мира Times Higher Education. В предметной области «Образование» Казанский федеральный университет - единственный российский вуз, вошедший в сотню лучших. КФУ, дебютировавший в этом рейтинге четыре года назад, ежегодно укрепляет свои позиции. На этот раз татарстанский вуз расположился на 90-й строчке. Вырасти в рейтинге вузу позволили совместные международные исследования в области образования.
Согласно целям Проекта 5-100, стартовавшего в 2013 году для повышения конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, к 2020 году не менее пяти российских вузов должны входить в первую сотню. Занимая в 2019 году 125-ю строчку рейтинга THE в области «Образование», а затем 94-ю в 2020 году и 90-ю в 2021 году, Казанский университет выполнил программу Проекта. Вуз не только попал в число лучших университетов мира в области Education («Образование»), но и занимает лидирующую позицию среди российских вузов и университетов стран СНГ и Восточной Европы.
Директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин считает, что КФУ представляет уникальный российский опыт подготовки учителей в многопрофильных университетах, продуктивно решающих не только образовательные, но и научно-исследовательские задачи, столь актуальные для динамично меняющегося мира. В этом огромная заслуга и ректора КФУ Ильшата Гафурова, изначально определившего педагогическое образование как важнейшую социальную миссию университета.
«Участие КФУ в Проекте 5-100 приносит результаты. За эти годы мы убедились, что стоять на месте невозможно, иначе университет не станет полезным для системы образования страны. Поэтому каждый год участия в проекте стал для ученых временем качественной плодотворной работы. И своим достижением Казанский университет демонстрирует прогресс в области развития педагогического образования России на международной арене», - отметил А.Калимуллин.
В течение 5 лет руководство вуза и ученые Института психологии и образования усердно работали на этот результат.
«КФУ - практически единственный российский университет, последовательно и масштабно представляющий российское педагогическое образование мировому научному сообществу. Это стало возможным благодаря участию наших ученых в ведущих международных конференциях (WERA, AERA, ECER, BERA, ISATT и др.), а также вхождению КФУ в число участников ассоциаций», - сказал директор ИПО.
Университет уже не первый год ведет работу по привлечению ведущих ученых.
«Оксфордский университет (Великобритания), Университет Минью (Португалия), Университет Глазго (Шотландия), Технический университет Дрездена (Германия), Техасский университет в Эль-Пасо и Университет Майами (США), Университет Дублина (Ирландия), Университет имени Константина Философа в Нитре (Словакия), Университет Фессалии (Греция), Университета Саламанки (Испания) и многие другие – вот сегодняшние партнеры ученых Института психологии и образования», - подчеркнул он.
На сегодняшний день в Институте психологии и образования КФУ действуют 14 исследовательских международных научных групп с ведущими учеными из Великобритании, США, Германии, Японии и др.
«Совместно проводимые исследования завязаны на схожести проблем систем подготовки учителя в различных странах мира и помогают разработать мультинациональные стандарты подготовки учителя, в которых будут отражены самые актуальные и самые важные требования к профессиональным качествам учителя», - считает директор ИПО.
В совместном процессе исследователи из ведущих университетов мира ищут ответы на вопросы, каким должно быть образование в глобальном контексте, каковы стратегии трансформации педобразования, образовательных и цифровых технологий в педобразовании, каким видится будущее инклюзивного образования.
Высокие требования к качеству научных работ, серьезные инвестиции в ресурсную базу для исследований позволяют ученым ИПО КФУ достигать максимальных результатов, а это приводит к росту цитируемости научных работ и повышению веса голосов экспертов в рейтинговой оценке университета.
За время действия Проекта 5-100 в ИПО произошли существенные изменения.
«У вуза все последние годы бурно росла активность в области научных исследований. С 2013 года количество научных публикаций, индексируемых в базе Scopus, выросло более чем в 50 раз. По данным Scival, публикации КФУ в области образования входят в десятку самых цитируемых по всему миру», - подчеркнул А.Калимуллин.
Опубликованные в авторитетных международных изданиях результаты ряда исследований существенным образом повлияли на положительную динамику при оценивании в предметном рейтинге. И это позволяет говорить о том, что в КФУ формируются устойчивые научные направления, являющиеся актуальными на международном уровне.
Закрепил статус современного российского лидера по международному сотрудничеству в области подготовки учителей и проводимый в Казанском университете международный форум по педагогическому образованию, на котором ежегодно, начиная с 2015 года, представляются лучшие достижения в этой области.
«Если в работе первого форума по педагогическому образованию приняли участие 165 участников, из них 101 участник – очно, 64 участника – заочно, то в 2020 году, даже несмотря на ситуацию с короновирусом, в форуме приняли участие около 900 ученых (120 зарубежных коллег). Это представители 275 университетов, научных и образовательных организаций, включая 79 зарубежных», - привел цифры по участию в форуме руководитель ИПО.
За 10 дней работы, по статистике компании Microsoft, его виртуальные площадки посетили более 32 тысяч участников. Форум стал реальным научным «мостом», объединяющим российских и зарубежных исследователей.
Результаты исследований казанских ученых транслируются в международное научно-образовательное пространство также через собственный научный журнал «Образование и саморазвитие», индексируемый в реферативной базе данных Scopus.
Отмечает директор ИПО КФУ и рост международной интеграции в образовательной сфере:
«Средняя доля иностранных студентов в 2020 году составила более 10%, тогда как в рейтинге 2016 года она равнялась 2%. Даже в условиях пандемии нам удается сохранить показатели международной интеграции: студентам из-за рубежа мы предлагаем онлайн-обучение».
КФУ продолжает работу по интеграции молодых исследователей в российскую образовательную науку. Для движения в этом направлении университету необходимы компетенции, опыт и запал молодых исследователей – выпускников передовых вузов мира. Молодые ученые ИПО уже не раз становились авторами научных статей, публикуемых в журнале Q1, демонстрируя высокий уровень исследовательской деятельности, получившей высокую оценку в международном образовательном сообществе. А это говорит о том, что у нашего университета есть будущее.
Среди факторов, помогающих КФУ войти в сотню лучших вузов мира, директор ИПО КФУ отметил и сформированную в университете уникальную инфраструктуру подготовки учителей:
«За годы проекта была создана собственная система подготовки учителей. Это одна из наиболее полных, в международном измерении, систем подготовки учителей, которая включает несколько вариативных моделей педагогического образования (мы единственные в стране осуществляем подготовку учителей на всех уровнях – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры - и сопровождение педагогов в течение все профессиональной карьеры), современную инфраструктуру обучения (e-learning, модельные школьные классы, собственные общеобразовательные лицеи, открывающийся в ближайшем времени детский сад для детей с РАС, цифровые лаборатории, планетарий и др.).
Все наши образовательные учреждения дошкольного, начального и среднего образования мы рассматриваем, с одной стороны как высококачественные базы для практической подготовки студентов, а с другой стороны - как площадку для различных исследований в области образовательных технологий, психологии детей и их социализации, а также для внедрения собственных разработок в образовательную практику. Это усиливает исследовательскую ориентированность педагогического образования в КФУ, которая недостаточно представлена в традиционных педагогических университетах».
Именно в период действия Проекта 5-100 КФУ стал одним из наиболее заметных участников другой государственной программы – «Программы модернизации педагогического образования в России (2014-2017)».
«Международный опыт, тесное сотрудничество с зарубежными учеными стали серьезным подспорьем в поиске эффективных ответов на актуальные проблемы подготовки учителей, которые мы сразу старались реализовать в нашей практической деятельности. Мы усилили нашу экспериментальную работу, что позволило увеличить и финансирование исследований наших ученых. По сравнению с 2015 годом финансирование было увеличено втрое», - заключил А.Калимуллин.
Развивать научные изыскания, проводимые в Казанском федеральном университете, позволяет и тесное сотрудничество с РАО. Созданный в 2016 году в университете специализированный научно-исследовательский центр позволяет консолидировать ресурсы и тематически объединить исследования.
Все действия, проводимые в КФУ, стали значимыми инструментами международного продвижения и позволили университету не только стать одним из ста лучших вузов в области образования, но и вносить реальный вклад в модернизацию подготовки учителей – ту сферу, которая сейчас является проблемной для всего мира.